Как рассказал корреспонденту "РГ" официальный представитель СКР Владимир Маркин, завершено расследование уголовного дела против помощника капитана судна Рамиля Хаметова, субарендатора "Булгарии" Светланы Инякиной, эксперта Российского речного регистра Якова Ивашова и двух сотрудников Ространснадзора - Владислава Семенова и Ирека Тимергазеева. В зависимости от роли каждого они обвиняются в совершении преступлений по нескольким статьям Уголовного кодекса - оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни и здоровья потребителей, нарушение правил безопасности эксплуатации внутреннего водного транспорта, нарушение правил охраны труда, злоупотребление должностными полномочиями.
По версии следствия, именно совокупные действия обвиняемых явились причиной крушения теплохода "Булгария" 10 июля 2011 года в акватории Куйбышевского водохранилища и гибели 122 человек, находившихся на борту. Только нарушения работы всех ответственных лиц занимают не одну строчку. Следствие полагает, что непосредственной причиной затопления дизельэлектрохода "Булгария" стала негодность судна к плаванию как по своему техническому состоянию, так и по уровню подготовки его экипажа. К этому добавилось несоблюдение требований и правил безопасности судоходства, а также неисполнение либо ненадлежащее исполнение своих обязанностей по занимаемым должностям судовладельцем, командным составом экипажа, должностными лицами контролирующих органов и учреждений как при подготовке судна к плаванию, так и при его эксплуатации в навигацию 2011 года. При этом авария и её последствия обусловлены именно совокупностью этих нарушений.
Объем уголовного дела - более 90 томов. Двести человек признаны следствием потерпевшими. Допрошено более 1000 свидетелей. Проведено более 250 различных экспертиз. Самой сложной из них оказалась комплексная судоводительская и инженерно-техническая судебная экспертиза. Она шла с августа 2011 по март 2012 года. Именно эта экспертиза очертила круг подозреваемых.
Кроме того, в целях недопущения подобной трагедии впредь следователем внесены соответствующие представления в адрес Российского речного регистра и Ространснадзора.
В результате крушения "Булгарии" спаслись только 79 пассажиров и членов экипажа. Наверняка число спасенных человеческих жизней могло быть большим, если бы не поступок капитанов сухогруза "Арбат" и буксира "Дунайский 66", которые прошли мимо терпящих бедствие людей, так и не оказав им помощи. Со слов выживших, это сломило их волю, у многих создалось ощущение, что они никому не нужны. Суды уже рассмотрели дела против этих капитанов, и оба понесли заслуженное наказание.
Маркин уверяет, что следствием собрана достаточная доказательственная база. И сейчас уголовное дело направлено для решения вопроса об утверждении обвинительного заключения и последующего направления в суд для рассмотрения по существу.