Закон однозначен: смертная казнь в нашей стране в качестве высшей меры наказания не применяется, Россия подписала соответствующие международные документы и не собирается от них отступать. А вот в спорах о "торжестве справедливости" (или, как часто говорят в запале дискуссий, о "справедливом возмездии") никто о законе не вспоминает: страсти кипят, кровь тоже. Мудрено иначе, когда каждый день на ленте новостей - подробности жутких преступлений, "несовместимых с гуманностью".
В России мораторий на вынесение и приведение смертных приговоров в исполнение действует с 1996 года, хотя возможность смертной казни как исключительной меры наказания официально прописана в Конституции. Но от эмоций не свободны даже вполне официальные лица - так, например, о том, что смертная казнь вовсе не кажется ему предосудительной, в эфире одного из телеканалов высказался глава МВД Владимир Колокольцев. Оговорившись, правда, что речь в данном случае ведет как "простой гражданин". На его слова немедленно последовали официальные опровержения через новостные агентства и бурные споры политиков или экспертов в телерадиоэфире.
Но тем не менее надо признать: как "простой гражданин" министр действительно высказывался в русле весьма распространенной в России точки зрения.
Данные об отношении россиян к проблеме смертной казни были несколько месяцев назад обнародованы Фондом "Общественное мнение". Больших изменений в раскладе голосов за это время произойти просто не могло: общество довольно долго "раскачивается" и не слишком резко меняет свои позиции, особенно в столь важных вопросах.
По данным ФОМ, большинство жителей России (62 процента) действительно высказывались в поддержку того, чтобы отменить мораторий на смертную казнь для особо опасных преступников. Кого они предлагали отнести к числу "нелюдей", недостойных права на жизнь даже за решеткой? 72 процента россиян говорят, что смертной казнью надо карать за сексуальные преступления против несовершеннолетних, 64 процента - за убийства, 54 процента - за терроризм. 28 процентов назвали в числе "смертных грехов" распространение наркотиков, 12 процентов - государственную измену.
Среди 3 тысяч респондентов в 43 субъектах РФ, с которыми беседовали социологи, нашлись также сторонники введения смертной казнит за шпионаж (6 процентов), осквернение религиозных святынь (5 процентов), взяточничество(5 процентов), кражу, грабеж и разбой (4 процента). Кстати, в последнее время не раз попадали в СМИ высказывания граждан, предлагавших карать смертью за езду в пьяном виде и т.п.(в опросах такое мнение не присутствовало).
В том, что следует неукоснительно придерживаться моратория на смертную казнь, убежден 21 процент наших сограждан, то есть каждый пятый. И лишь каждый двадцатый внутренне готов к тому, чтобы высшая мера была отменена полностью и навсегда, без "мораториев" и возможностей возврата.
Общество, конечно, стало в последние годы менее кровожадным. В 2006 году за смертную казнь высказывались три четверти россиян (74 процента), сейчас только две трети (66 процентов). Аргументы простые: око за око. "Надо как раньше - убил, и тебя убили"; "За все в жизни надо платить. За свои поступки надо отвечать"; "Зло должно быть наказано", говорили респонденты. Такие мнения наиболее часто высказывали люди, составляющие электорат коммунистов (72 процента), граждане в возрасте 31-45 лет (73 процента), небогатые россияне (74 процента) и активные участники акций протеста (79 процентов). Придерживаются этой точки зрения также жители малых городов до 50 тысяч жителей, сторонники Прохорова и "Справедливой России".
Недопустимой смертную казнь находят 15 процентов россиян. Главным образом это жители столицы (26 процентов в этой категории опрошенных) и респонденты со средним материальным достатком (22 процента).