Юрий Богомолов: Ксения Собчак вернулась в большой эфир

Вернулась в большой эфир Ксения Собчак. Ни слова о политике; все про свою личную жизнь. Но самым заметным ньюсмейкером в нашем эфире на минувшей неделе оказался Сталин, поскольку Сталинградская битва трансформировалась в битву за Волгоград. Сражение это, слава богу, носило не кровопролитный, а сугубо риторический характер. В меру зрелищное, отчасти азартное.

***

За предыдущим "Воскресным вечером" с Владимиром Соловьевым в четверг последовал "Поединок" с ним же на ту же тему и с теми же оппонентами - Александром Архангельским и Александром Прохановым. Получилась двухсерийная "битва". Вторая серия мне даже понравилась. Все началось с грозного оповещения: "Трепещите, новый Сталин грядет!". Его, разумеется, произнес "последний солдат Красной империи Александр Проханов".

Александр Архангельский не запаниковал. Он просто призвал нас и Александра Андреевича не пустословить и лишний раз не раскалывать страну.

Призыв к перемирию только раззадорил процессуального оппонента.

- Нет, сказал он Архангельскому. Не отнимайте у нас Историю, не оставляйте поле битвы за нее (это уже к нам, к телезрителям).

В другой передаче, что называется почему-то "Реакция Вассермана", хотя в ней есть и реакция Холмогорова, последний хорошо объяснил, в чем дело. С его точки зрения, Сталин - это не столько урок истории, сколько символ надежды.

Будем считать, у ортодоксальных сталинистов появилась умеренная оппозиция по вопросу переименования города на Волге. "Сталинград" - это, мол, не Сталин с его лубянками и гулагами.

- Ну, нет, отвечает на это большой русский писатель и истинный христианин Александр Андреевич Проханов. - Название "Сталинград" - это такое же сакральное название, как Иерусалим, Мекка, Вифлеем..

Дальше он говорил про Христовы жертвы, что принес русский народ во имя торжества "ситуации света", в лучах которого человечество могло бы строить мир по эскизам, наброшенным Господом Богом при его сотворении. Победа на Волге - это не просто победа над Гитлером, победа над фашизмом, это победа над космическим злом, которое спустилось на Землю и стало захватывать страну за страной...

Отнимая у Сталинграда его имя, продолжал Проханов, мы как бы закупориваем эти колодцы, эти туннели в Небеса, из которых проливался свет в нашу страну, в нашу армию, в наши небеса и т.д. А когда закупорили, отравили эти колодцы, страна стала чахнуть...

Тут не сдержался рефери Соловьев: "То есть Сталин и ГУЛАГ - это проявление божественного света?"

- И ГУЛАГ, и великая советская победа - это проявление божественного света.

Александр Андреевич так воспарил в своем словоизлиянии, что тут бы можно было бы и занавес дать. Но ведущий задумчиво хмыкнул и заметил: "Странное же у вас божество, которое не отличает рая от ада".

Архангельский не нашел ни в божестве Проханова, ни в нем самом Проханове ничего странного: "Нормальное языческое божество, а писатель Проханов - нормальный языческий писатель".

И ведь в точку попал. Может быть, еще точнее было бы сказать: товарищ Сталин - неоязыческое божество, а господин Проханов - неоязыческий писатель...

Но и то, что было сказано, больно ранило оппонента. Его прежде никто так не задевал. Да, о нем говорили с ненавистью, с презрением, с озлоблением...

Мало того, Архангельский объяснил люциферическому писателю, в чем фишка его хозяина. "Новый Сталин", если он придет к власти, сделает много чего полезного и даже хорошего, но при этом он будет уничтожать человеческую жизнь, созданную Богом, и приносить ее в жертву какой-то абстрактной идее, ради которой он готов уничтожить мир вокруг себя.

Господин Проханов тут только догадался, откуда ветер дует:

- Да вы, господин хороший, - богослов. Уж не кончали ли вы курсы при Ватикане?

Хороший господин улыбнулся, а прозаик-люцифер грозно предупредил: "Направляя свои удары по дьяволу в человеке, опасайтесь попасть в Бога".

Неужели в Проханове так тесно уживаются дьявол с Богом? И не прикрывается ли его дьявол Богом, как щитом?

В этом и смысл неоязычества, коим заражен не только "последний солдат Красной империи", чему свидетельство - итоги интерактивного голосования. Оно было с троекратным преимуществом в пользу Проханова.

Но этот "Поединок", возможно, пиррова победа неосталинизма. Она не так далека от поражения. Было же видно, насколько и в человеческом, и в интеллектуальном отношениях сторона Архангельского оказалась выше той, что олицетворял господин Проханов на этой передаче.

Просто стало видно, сколь упорно последний стремится сделать органическое чувство любви к своему отечеству абстрактной идеей. И если кому-то это еще не видно, то, скорее всего, потому, что "колодцы и туннели" их сознания закупорены обветшалыми мифами и бетонированными штампами.

***

И о Ксении Собчак. Она вернулась в большой эфир в качестве частного лица и поведала о своей сложно-пересеченной личной жизни. Было видно, что сама передача была слеплена из разнородного материала. Но аккуратно, без той наглости, которую себе позволяет обыкновенно НТВ в своих желтых программах.

Я смотрел и думал о том, что в этот момент думал чемпион по телевизионной желтизне господин Малахов. Он думал наверняка: какой сюжет от него ушел, какое бы шоу он организовал в своей таблоидной программе "Пусть говорят"... Но, увы, есть такие обстоятельства в этой жизни, против которых не попрешь.