- В этом году СОНКО могут рассчитывать на 8,3 млрд рублей, - сообщил на семинаре по реализации программ СОНКО в 2013 году заместитель директора департамента инновационного развития минэкономразвития Илья Чукалин.
Для сравнения, в 2012 году на господдержку СОНКО было выделено почти в два раза меньше - 4,7 млрд рублей. Помимо финансовой поддержки некоммерческие организации в прошлом году могли воспользоваться социальным налоговым вычетом. Кроме того, для НКО была упрощена система проведения бухучета и отчетности. А пониженный тариф страховых взносов уже позволил сэкономить средства фонда оплаты труда более двум тысячам организаций, заверили в минэкономразвития.
В правительстве поддержку СОНКО курирует минэкономразвития, хотя одним из основных исполнителей является министерство труда и соцзащиты. "Минэкономразвития начало поддерживать социально ориентированные НКО относительно недавно, после того, как появилось постановление Правительства РФ от 23 августа 2011 года N 713 "О предоставлении поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям", - рассказала "РБГ" директор департамента развития малого и среднего предпринимательства и конкуренции минэкономразвития Наталья Ларионова. - Поддержка СОНКО осуществляется по таким приоритетным направлениям, как, к примеру, поддержка материнства и детства, развитие дополнительного образования, массового спорта, деятельности детей и молодежи в сфере краеведения и экологии и др. Деятельность НКО строится, в первую очередь, на грантовой благотворительной основе".
Со своей стороны минэкономразвития, как куратор этого направления, будет распределять субсидии на конкурсной основе по двум направлениям. Первое - это прямые субсидии субъектам РФ. В этом году, как и в прошлом, в регионы будет направлено 630 млн рублей. Другое направление - "инфраструктурная" поддержка НКО, на нее из федерального бюджета на 2013 год запланировано 280 млн рублей, в прошлом году эта сумма была значительно скромнее - 162 млн рублей. Под "инфраструктурой", как пояснил Илья Чукалин, подразумевается, прежде всего, поддержка ресурсных центров, количество которых почему-то лимитировано - не больше одного центра на регион. А также бухгалтерская, юридическая практика и содействие привлечению добровольцев.
Выделение в этом году столь значительных сумм на "инфраструктуру" СОНКО, по мнению Сергея Китаева, старшего юриста компании "Приоритет", которая оказывает юридическое сопровождение НКО, объясняется необходимостью более эффективного решения наиболее острых социальных проблем: социальное сиротство, социальная изолированность инвалидов и пенсионеров, беспризорность и правонарушения несовершеннолетних, снижение уровня алкоголизма и наркомании. "Также эти средства будут направлены на оказание помощи пострадавшим от стихийных бедствий, экологических катастроф, беженцам, вынужденным переселенцам и в ряде других ситуаций, когда пострадали люди, их здоровье и имущество", - пояснил юрист.
Регионы для участия в конкурсе для получения субсидий из федерального бюджета на реализацию программ поддержки СОНКО должны отправить заявки в минэкономразвития предположительно до конца марта этого года. Все заявки будут оцениваться по 100-балльной шкале по различным критериям. К примеру, комиссией будет учитываться прирост привлекаемых добровольцев, количество зарегистрированных на территории субъекта РФ специализированных НКО и т.п.
Илья Чукалин предупредил участников семинара, что регионы, не набравшие достаточное количество баллов, не попадут в число победителей конкурса, а значит, и на федеральные субсидии в этом году рассчитывать не смогут. Среди условий участия в конкурсе - собственная региональная программа по поддержке НКО, подкрепленная бюджетными ассигнованиями, которой может похвастаться далеко не каждый регион. Еще одна проблема может возникнуть с выполнением одного из основных требований к участнику конкурса - отсутствие задолженности у организации. Некоторые из участников семинара опасались, что на практике оно не всегда выполнимо.
Однако в юридической компании, работающей с такими клиентами, считают это требование абсолютно адекватным. "Отчетность у НКО несложная, и если бухучет ведется на должном уровне, то не должно быть штрафов, пеней и иных препятствий в выполнении этого требования, - полагает Сергей Китаев. - В самой процедуре получения справки об отсутствии задолженности ничего сложного нет. Нужно обратиться в территориальную налоговую инспекцию с заявлением - и через 10 рабочих дней такая справка СОНКО будет выдана".
В минэкономразвития введение новых требований для конкурсантов объясняют тем, что не ставят целью просто раздачу денег по таким организациям, а стремятся выработать стратегию дальнейшего развития некоммерческих организаций. "Именно поэтому программа не может стать единственным инструментом помощи НКО", - подытожил Чукалин.
Какие еще финансовые формы поддержки СОНКО помимо проведения конкурсного отбора субъектов РФ для предоставления субсидий из федерального бюджета необходимы? " Я считаю, что для поддержки социально ориентированных НКО есть несколько важных и нужных направлений, которые станут им реальной помощью и повлияют на отношение общества к деятельности этих организаций, - рассказал Сергей Китаев. - Во-первых, предоставление налоговых льгот организациям. Например, можно было бы уменьшить региональную составляющую в налоге на прибыль и налоге на имущество - это существенные налоги для бюджета любой организации. Во-вторых, НКО нужна имущественная поддержка. Например, предоставление недвижимого имущества в аренду на льготных условиях".
В-третьих, социально ориентированным НКО требуется информационная поддержки их деятельности НКО в СМИ. И такой ресурс у государства есть - многие СМИ созданы и финансируются за счет бюджетных источников, это финансирование направлено на освещение деятельности государства и его участия в решении социальных проблем".