Крупный бизнес от применения ЭДО сразу видит реальные выгоды и экономию. Поэтому у него большая мотивация уходить от документооборота бумажного. Что касается малого и среднего бизнеса, то и этот сегмент постепенно вовлекается в "электронную эру", хотя и недостаточно активно.
Любая компания, как правило, одновременно выступает и в роли продавца, и в роли покупателя. Вот почему вопрос электронных счетов-фактур вызвал оживленное обсуждение у присутствующих: что такое счет-фактура - документ налогового контроля или первичка? Представители ФНС России, бизнес-сообщества, эксперты единодушно пришли к выводу, что счет-фактура становится полноценным первичным документом.
Заместитель главного бухгалтера компании "Аэрофлот - Российские авиалинии" Ирина Николаева назвала проблемы, препятствующие полноценному внедрению электронного документооборота, характерные как для большинства авиаперевозчиков (в частности, изменение НДС в зависимости от маршрута), так и для других компаний (например, работа через агентов). Она внесла предложение по изменению формата электронного счета-фактуры и внесению в него отдельных строк и граф. По ее мнению, "камнем преткновения" на пути к электронному документообороту являются проблемы идеологические (как правило, с ними сталкиваются компании с непрерывным циклом продаж) и технологические (в частности, необходимость отправки подтверждения получения электронного счета-фактуры), другие неурегулированные вопросы (например, как избежать распечатки неформализованных документов).
Компании, оказывающие услуги удаленно и виртуально, сталкиваются с дополнительными сложностями, сказала главный бухгалтер группы компаний HeadHunter Елена Плетнева. Она предложила продлить срок выставления и приема счета-фактуры, подчеркнув, что сегодня получение от контрагента в электронном виде документа, датированного последним днем отчетного периода, это финансовые потери. Многие крупные компании, оказывающие посреднические, рекламные, интернет-услуги, авиа- и железнодорожные перевозки, испытывают трудности в соблюдении сроков выставления счетов-фактур в течение 5 календарных дней и получении подтверждения принятого электронного счета-фактуры в течение суток от контрагента. Если для малого и среднего бизнеса это приемлемый срок, то для крупного этого недостаточно.
Александр Меликджанян сообщил, что разработан проект "дорожной карты" "Совершенствование налогового администрирования", размещенный на сайте Агентства стратегических инициатив. Отдельного внимания в этой карте заслуживает раздел "НДС и электронный документооборот", в который включены предложения по упрощению учета и отчетности и стимулированию электронного документооборота в жизнедеятельности организаций. В частности, предлагается разработать единый первичный документ, законодательно закрепить право на принятие к вычету НДС по счетам-фактурам, полученным до срока представления декларации по НДС (до 20-го числа), упростить существующий порядок выставления счетов-фактур по посредническим операциям. Планируется предусмотреть возможность выставлять сводные корректирующие счета-фактуры, разрешить хранить документы в электронном виде и переводить бумажные архивы в электронный вид с сохранением юридической значимости документов. Предусматривается разработать план мероприятий по стимулированию перехода на электронный документооборот, отменить обязательное ведение журнала регистрации выставленных и полученных счетов-фактур, если эта информация дублируется в книге покупок и продаж, а также внести в Налоговый кодекс норму, аналогичную требованиям к счетам-фактурам о том, что ошибки в первичных документах, не препятствующие налоговым органам при проведении налоговой проверки, не являются основанием для отказа в признании расходов, понесенных налогоплательщиком.
"Европа начала процесс внедрения электронного документооборота 12 лет назад", - отметил Александр Меликджанян, сравнивая темпы внедрения в Европе и России. - В Европе электронный документооборот используют 6,7 млн организаций. И если доля проникновения ЭДО сейчас там составляет 23%, то к 2017 году она должны вырасти до 50% (с учетом того, что электронный документооборот является в ряде стран обязательным). У нас сегодня достаточно высокая степень проникновения (10 000 участников, по данным ФНС) и прирост будет значительно опережать темпы роста в Европе. Так что поле деятельности весьма широкое".
"Газели" и "КАМАЗы" документов уже невозможно эффективно обрабатывать, и очень затратно их хранить", - подтвердил начальник отдела мониторинга управления налогообложения ФНС России Александр Егоричев. Он отметил, что сейчас подготовлен проект изменений в статью 165 НК РФ в части упрощения процедуры подтверждения обоснованности применения нулевой ставки по НДС и представления необходимых документов в электронной форме. Проект изменений размещен на сайте ФНС России, и бизнес-сообщество может принять участие в обсуждении.