Специально для "РБГ" рекрутинговый портал HeadHunter провел опрос российских компаний, чтобы выяснить, чем оборачивается сезонная эпидемия для бизнеса. 39% опрошенных заявили, что в этот период болеет много сотрудников и это, несомненно, сказывается на работе. В оценках количества чихающих мнения разошлись: примерно половину заболевших отмечают лишь в 4% компаний, от 20 до 40% заболевают примерно в каждой десятой, но от 5 до 20% - уже в 48%. И все же 43% опрошенных считают, что на рабочем процессе недомогания работников не сказываются, а 18% отметили, что в их компаниях вообще болеют редко.
Почему же такой разброс в количестве болеющих в гриппозный сезон? Неужели в одни организации принимают сплошь здоровяков, а в другие попадают исключительно незакаленные хлюпики? Скорее всего, ответ кроется в том, насколько компании заботятся о здоровье своих сотрудников. 29% опрошенных предоставляют своим кадрам полисы добровольного медстрахования (ДМС), а это, как правило, побуждает людей чаще посещать врачей и следить за своим здоровьем. Каждая четвертая компания обеспечивает коллективу бесплатные прививки от гриппа. В каждой десятой есть корпоративный врач общей практики, к которому можно обратиться при первых признаках болезни. В арсенале работодателей, которые заботятся о людях, есть и дотации на питание, и бесплатные абонементы в фитнес-клуб, ваучеры на отдых, помощь психолога, семинары по здоровью и т.д. Однако 45% компаний вообще ничего такого не предпринимают. Может, не случайно эта цифра совпадает с данными о большем числе заболевших в сезон простуд?
- В российской корпоративной культуре целевых программ, направленных на заботу о здоровье сотрудников, не так много, - считает HR-директор компании Kelly Services Лусине Абгарян. - Во-первых, здоровый образ жизни как ценность не культивируется у нас так, как на Западе, во-вторых, это дополнительные затраты для компаний, на что не все готовы идти. Тем более что эффект от наличия такой программы не очевиден для большинства сотрудников и не воспринимается ими как существенный бонус.
Наиболее стандартные вещи - бесплатный фитнес, бассейн или компенсации и корпоративные скидки на эти физкультурные активности. Реже компании предлагают своим сотрудникам консультации у врача, бесплатную вакцинацию при вирусных эпидемиях и т.д. Есть компании, в которых предусмотрены бонусы (выходные, премии) для некурящих или бросивших курить работников.
- Сейчас большинство работодателей предлагает своим сотрудникам ДМС, - не согласна менеджер рекрутинговой компании Antal Russia Марина Рачева. - В программы ДМС может быть включена и ежегодная вакцинация от гриппа, что очень удобно для работодателя, так как позволяет вызвать врача в офис и сделать инъекции всем желающим. В некоторых компаниях у сотрудников есть возможность оформить льготную медицинскую страховку для членов семьи или специальную программу для беременных. Но эти льготы используются как инструмент удержания сотрудников и предоставляются нечасто. Что касается соискателей, то полис ДМС ими сейчас рассматривается как обязательная часть соцпакета, а его отсутствие вызывает вопросы по поводу внутренней политики компании.