12.02.2013 10:51
    Поделиться

    Власти ЦФО взялись за решение проблем в сфере пассажирских перевозок

    В брянской областной думе прозвучали радикальные призывы о передаче всех пассажирских перевозок коммерсантам. Властям все тяжелее содержать общественный транспорт, и они ищут новые пути управления отраслью.

    Работа по старинке

    Стоимость проезда в Брянске с нового года повысилась на 20 процентов, и неспроста. Недавно сменившийся руководитель департамента транспорта областной администрации Андрей Соболев заявил, что деньги нужны позарез, так как в регионе не только не могут закупить новые автобусы, но даже ремонтировать старые. А почти половина техники уже должна быть отправлена на переплавку.

    - Мы не можем полностью возместить автотранспортным предприятиям затраты, которые они несут на обслуживании льготников. Для этого нужно 230 миллионов рублей, а у нас 234 миллиона составляет весь бюджет департамента.

    За федеральных льготников предприятия тоже не получают никаких компенсаций. Потому транспортники начали судиться с министерством. Но даже отсуженные деньги не позволяют развиваться. Чиновники обладминистрации предложили "концепцию" спасения, суть которой в том, чтобы "уйти от фиксированных рамок госконстракта". Иначе говоря, исполнительная власть просит право компенсировать транспортникам расходы уже после того, как они согласились за оговоренную сумму возить льготников.

    По мнению Андрея Соболева, транспортные госпредприятия несут убытки не столько из-за льготных категорий пассажиров, сколько из-за того, что их руководители не стремятся работать с тем же рвением, с каким трудятся частные перевозчики. Тем хватает четырнадцати рублей за билет, чтобы получать прибыль, а вот автопредприятия, которым помогает администрация, тонут. Чиновники предлагают развивать и другие источники доходов. Например, открывать мойки или стоянки, ведь площади, занимаемые автоколоннами, огромны. Но сейчас доходы от таких видов деятельности не превышают четырех процентов от общей суммы. Впрочем, здесь нельзя целиком полагаться на статистику, так как никто не знает, сколько выручки не учитывается.

    - Наши перевозчики не могут конкурировать с владельцами "мерседесов" на своих допотопных "ПАЗиках", которые уже развалились, - доказывал депутатам Андрей Соболев. - Мы рассчитывали, что директора автопредприятий серьезно отнесутся к задаче жить в условиях конкуренции, но они привыкли работать по старинке. Их финансируют из бюджета, и они не хотят руку приложить и заработать что-то.

    Совсем другое мнение у гендиректора крупнейшего предприятия автобусных пассажирских перевозок "Брянскавтотранс" Леонида Филина. Он утверждает, что речь идет о плановой убыточности: дотации на льготников низки, а затраты огромны. Если двадцать лет назад в области насчитывалось почти 1300 автобусов, то сейчас их вполовину меньше. При этом две трети машин в ужасном состоянии. Как утверждает Леонид Филин, областные власти создали такие условия, при которых полтысячи предпринимателей забрали у старых перевозчиков самые выгодные рейсы и полтора миллиона пассажиров. При этом частники, по его мнению, платят скромные налоги, большая часть их бизнеса в тени. А "Брянскавтотранс" заплатил за четыре года в казну 190 миллионов рулей.

    Ради безопасности

    Чтобы конкурировать с частниками, транспортным предприятиям региона нужно 300 миллионов рублей для обновления парка техники. Однако даже новые автобусы не станут гарантией того, что все снова не вернется на круги своя.

    - Перевозчики ждут, что мы будем давать им деньги каждый год. Надо закрывать эту лавочку, проводить акционирование транспортных предприятий, - убежден депутат областной Думы Александр Костин. - Не выгоднее ли нам персонально дотировать льготников, а не выбрасывать по 300 миллионов невесть куда и кому? Каждый год ведь кидаем деньги.

    Чиновники департамента тоже допускают, что если избрать полностью коммерческий вариант, "это будет намного дешевле". Но при этом придется ломать голову над тем, как заставить частника поехать в деревню, где живет лишь несколько стариков.

    Председатель комитета про промышленности и транспорту областной Думы Николай Лучкин укоряет и сам департамент:

    - Чиновники говорят, что уже 10 лет машинам, но каждый год ведь покупают новые. Вот сейчас деревня отказывается от длинных автобусов, просят маленькие. Не пойму, зачем чиновники навязывают селянам транспорт, который им неудобен. Департамент требует создания новых ремонтных баз, но таковые уже есть. Зачем создавать то, что уже существует? Надо просто все тщательно просчитать.

    Транспортным предприятиям региона нужно 300 миллионов рублей для обновления парка техники

    В городском комитете по транспорту чиновники тоже пребывают в некоторой растерянности. Представитель комитета Андрей Карпов признается, что "коллеги из областного департамента варятся в собственном соку, а мы - в своем". Чиновник полагает, что транспортная концепция, если ее разрабатывать, непременно упрется в совсем другие преграды:

    - Нужны колоссальные деньги для строительства дорог и тротуаров и приобретения транспорта. У нас есть программа обновления подвижного состава, но нет средств на ее реализацию. За три года мы не купили ни одного автобуса для нашего автотранспортного предприятия, а списываем гнилые машины десятками. В этом году, может быть, купим шесть автобусов - по федеральной программе. Но в любом случае тенденция нехорошая. Речь ведь идет о безопасности. И мы не можем ждать коммерческого перевозчика и хоть на день оставить город без транспорта.

    Думцы решили обратиться к губернатору и попросить некую концепцию развития отрасли. Теперь будут ждать решений сверху. Между тем глава региона Николай Денин убежден, что более всего сейчас тревожит физический и моральный износ транспорта:

    - У нас действует областная программа обновления подвижного состава. В последнее время мы немало сделали для того, чтобы деятельность перевозчиков ввести в правовое поле. Пришлось проявить административную волю, так как не всем это было по нраву. Мы столкнулись с неслабым сопротивлением, которое помимо всего прочего говорит о высокой конкуренции на этом рынке. Теперь преимущество отдается более дисциплинированным перевозчикам, имеющим опыт работы в сфере пассажирского транспорта, предоставляющим более новый, комфортабельный и вместительный подвижной состав. Надеемся, эти меры позволят в течение ближайших трех лет значительно изменить качественный состав автобусов.

    Политика штрафов

    Заменой подвижного состава займутся и в соседней Калужской области. Здесь объявили о намерении отказаться от использования "газелей". Калужане постоянно жалуются на перегруз общественного транспорта, его неудовлетворительное техническое состояние, а также нарушение графиков движения по маршрутам.

    Этот год, по словам городского головы Николая Полежаева, должен стать решающим в организации пассажирского движения, поскольку на решение транспортной проблемы выделены серьезные суммы. Достаточно сказать, что к лету, как сообщил на городской планерке директор управления Калужского троллейбуса Алексей Рулев, город должен закупить для муниципального перевозчика 40 новых удобных, низкопольных, энергосберегающих троллейбусов. Два из них уже поступили, 20 ожидаются в феврале-марте, остальные - чуть позже.

    Но главное нововведение - это новые требования к перевозчикам, которые позволят вытеснить с улиц "газели". Предполагается, что им на смену придут комфортабельные и безопасные автобусы большей вместимости.

    - Мы не ставим задачи перед перевозчиками полностью отказаться от этого вида транспорта, - пояснил "РГ" суть новшества начальник отдела по безопасности дорожного движения городской управы Станислав Горбенко. - Но стоит задача так организовать работу транспорта, чтобы максимально удовлетворить требования пассажиров.

    Добиться этой цели, считают калужские чиновники, можно двумя путями. Во-первых, создавая транспортные развязки и маршруты, которые помогут разгрузить центр. Второй путь связан с переходом на троллейбусы и автобусы большей вместимости, которые смогут быстрее перевозить поток пассажиров.

    Действуя планомерно, чиновники изменили условия конкурса на право заключения муниципального контракта по перевозке пассажиров. Теперь перевозить калужан допускают только тех перевозчиков, у которых есть пассажирский транспорт большой вместимости и, соответственно, повышенной комфортности и безопасности. Как пояснил Станислав Горбенко, имеющиеся контракты, конечно, никто расторгать не собирается, но с апреля заключать договоры управа будет уже по новым правилам.

    Кроме того, усиливается контроль за соблюдением графиков движения транспорта. Так, чиновники станут выходить в рейды по проверке наличия транспорта на маршрутах. А депутаты гордумы намерены обратиться в законодательное собрание региона с предложением ужесточить наказания за нарушение нормативных актов органов местного самоуправления, регламентирующих организацию транспортного обслуживания населения.

    Действующие административные штрафы, по мнению депутатов, являются чрезмерно мягкими и не соответствуют тяжести правонарушений: для граждан они не превышают двух тысяч рублей, а для юридических лиц - 20 тысяч. Речь идет об увеличении штрафов, например, за несоблюдение расписания движения, необеспечение технической исправности подвижного состава, отсутствие лицензионного соглашения, неосуществление предрейсового технического осмотра транспорта и медицинского - водителей.

    Согласно поправкам в региональный закон, которые единодушно одобрили народные избранники, штрафы для физических лиц могут быть доведены до 4-5 тысяч рублей, для должностных - до 40-50 тысяч, а компанию-перевозчика могут оштрафовать и на 100 тысяч.

    - Раз жители жалуются - надо исправлять ситуацию, - прокомментировал эту инициативу городской голова Николай Полежаев.

    Начали с вечера

    Озабочены ситуацией в этой сфере и в Туле. Здесь к уже существующей схеме движения муниципального транспорта в скором времени добавится график для частников. По словам первого замглавы администрации города Олега Воеводина, необходимость разработки расписания для всех видов общественного транспорта, обслуживающего туляков, назрела давно. Такой единый график поможет, с одной стороны, упорядочить транспортную структуру города, с другой - повысить качество перевозок.

    - Администрация города поставила задачу организовать работу всего транспорта в Туле так, чтобы она удовлетворяла максимальное число пассажиров, в том числе и в вечернее время, - отметил чиновник.

    В городской администрации также сообщили, что управление транспорта, связи и дорожного хозяйства Тулы уже подготовило вечернее расписание, которое будет запущено через пару недель после согласования необходимых документов. Далее будет разработан полный график на весь день. Тогда туляки и смогут оценить преимущества и недостатки новой системы.

    Поделиться