Минкомсвязи: Связь должна стать неотъемлемой частью инфраструктуры

В редакции "Российской газеты" состоялся "Деловой завтрак" с главой минкомсвязи Николаем Никифоровым. Он ответил и на вопросы "РБГ"

Парадокс: многие крупные города буквально переплетены линиями связи, а подключиться к ним - сплошная головная боль, особенно в Москве. В чем дело?

Никифоров: Пока связь не стала неотъемлемой частью инфраструктуры, как водопровод, газопровод, канализация, электричество. Но мы настаиваем на внесении изменений в ряд нормативов, которые бы при строительстве или капитальном ремонте многоквартирных жилых домов сделали обязательной прокладку кабельной канализации. Без нее строители просто не смогут сдать дом в эксплуатацию.

Пока же мы получаем настоящий "цирк", когда перекрытия сверлят 10 конкурирующих операторов и каждый проводит свою линию связи. Мы считаем, что все их кабели должны лежать в одном рукаве, который проложен один раз при возведении здания. А операторам должен быть обеспечен доступ, чтобы они могли в определенном помещении подключаться к конкретной квартире, не перекладывая все провода и не бегая по этажам. Мы планируем также еще ряд законодательных инициатив, которые обяжут при строительстве дорог или их капитальной реконструкции обязательно закладывать кабельную канализацию, чтобы в нее потом операторы могли на недискриминационных условиях по единому тарифу протянуть оптику.

Получается, что необходимы правила по недискриминационному доступу к линиям связи?

Никифоров: Нужно отметить, что в городах-миллионниках практически во все многоквартирные дома заходит оптика. Если она не заходит, то либо этому сопротивляется какой-то посредник в лице ТСЖ, или кто-то еще. Очень часто возражают владельцы офисных центров, стараясь зарабатывать на каждом мегабайте, мегабите, беря плату с тех, кто снимает у них помещения. Это неправильный подход.

С одной стороны, не хочется, чтобы государство брало на себя полномочия по допуску в здания, к абонентам, но, видимо, есть необходимость в этом. Минкомсвязь с Федеральной антимонопольной службой прорабатывает Концепцию недискриминационного доступа в области связи, чтоб нельзя было ставить заградительные тарифы, для того чтобы кто-то, сидя на трубе или владея входом в здание, мог незаконно обогащаться. Это нужно пресекать.

Абонентов собираетесь привлекать к оценке качества связи после всех преобразований?

Никифоров: Здесь очень важна обратная связь. Например, в Москве сотовый сигнал в целом работает, но для каждого из нас он может стать недоступным в какой-то конкретной точке. Каждое утро проезжаем на работу, в одном и том же месте теряется сигнал.

Или в квартире только в одном месте можно нормально поговорить по сотовому телефону, а в других - сплошные помехи. И мы намерены дать возможность для каждого жителя России отметить конкретную точку на карте, где именно (на улице, в здании) не работает их телефон или другой мобильный гаджет, где есть перебои с фиксированной связью. Анализируя весь объем данных (где голос пропадает, где Интернет не работает), полученных от пользователей, минкомсвязи и Роскомндзор соединят их данные с официальными замерами сотового сигнала.

И тогда можно уже делать выводы, где и что корректировать. Планируем скоро поставить эту систему на поток. В том числе и контроль по проникновению проводного Интернета. Речь идет о создании специального ресурса, где каждый сможет зайти и оставить свою претензию. Например, что по такому-то адресу вы очень хотите получить скоростной проводной Интернет, но пока все попытки были тщетны. Оформление претензии будет происходить по типу заявки в электронном виде со стороны пользователя. А наша задача - посмотреть, почему до сих пор в этом доме нет связи. Заявку при этом автоматически передадут всему пулу операторов, которые работают в этом городе, пусть они поборются за право попасть в этот дом, в ту квартиру. А если столкнутся с проблемой, то обратятся к регулятору. Таким образом, мы сможем, получая весь этот объем заявок, иметь реальную картину по стране.

Так, может, например, в Москве просто перейти на старую добрую связь второго поколения? И снять все проблемы?

Никифоров: Да, основные проблемы в Москве именно с сигналом 3G, все современные телефоны поддерживают связь третьего поколения. Здесь и 3G, и 4G должны работать эффективно. Для этого требуется целый ряд совместных мероприятий с частотниками, операторами связи, министерством обороны по рефармингу частот (переназначение частот, новое определение их задачи). Есть планы по глобальному преобразованию использования частот - конверсии. Но это требует серьезных вложений, инвестиций. Возникает вопрос их источников. Но поручение проработать возможность передачи частот для гражданского использования уже дано главой правительства, и эта работа сейчас ведется самым активным образом.

Какие планы по прокладке оптических линий связи в те уголки России, где сейчас можно говорить только по спутниковому телефону?

Никифоров: Оптика в целом очень важная стратегическая задача. Если хотите, стратегический проект - Национальный план развития широкополосного доступа в Интернет. Чтобы нормализовать связь в стране, недостаточно поменять только Закон "О связи".

Пять регионов России не имеют оптики вообще, и это просто неприемлемо. Есть целый ряд крупных городов России, где нет автодорог, туда можно либо доплыть по Северному морскому пути, либо долететь на самолете. Мы считаем, что оптика в первую очередь туда должна прийти. Например, один из крупных городов, где нет оптики, - Норильск. На Красноярском экономическом форуме на этой неделе планируем с региональными властями подписать соглашение о прокладке оптики в Норильске. И в целом намерены развивать эти сети, стимулируя спрос, то есть договариваться с операторами и покупать у них услугу связи на определенный период. Мы уже с минфином обсудили процедуру заключения пятилетних контрактов по доставке сигнала по оптическому кабелю. Это позволит оптике дойти до многих населенных пунктов, насытить их Интернетом, современной связью. Сотовые операторы тоже переключатся на оптику, и у людей появится скоростной Интернет в мобильных устройствах, который у них в руках давно есть, но работает лишь вполовину своих возможностей.

А какие здания будете подключать в первую очередь к высокоскоростному Интернету?

Никифоров: Одна из задач - подключение школ к высокоскоростному Интернету. Если у нас раньше был нацпроект по подключению школ просто к Сети, то теперь именно к широкополосному Интернету. Есть тенденции по переходу на дистанционное обучение, необходимость при ведении урока доступа к электронному контенту. А для этого нужна другая скорость. Точные критерии еще не определены, но, скорее всего, государство возьмет на себя обязательство обеспечить в обозримой перспективе волоконно-оптическую связь во всех школах, где насчитывается более 500 учащихся.

Но хочу уточнить, что общеобразовательные школы - муниципальные. И за доступ в Сеть будет платить муниципалитет или регион. Задача федерального бюджета - обеспечить приход в школы оптики. Мы должны так стимулировать развитие связи вокруг этой школы, чтобы там эта услуга стала доступной. Но оплачивать конечный доступ, прокладку последней мили кабеля все равно должна школа. И здесь надо посмотреть, чтобы это не стало неподъемным бременем.

Полный отчет о "Деловом завтраке" читайте сегодня в "Российской газете".