В России 70 процентов школ - сельские. Вообще на селе работают примерно 40 процентов учителей, в сельских малокомплектных школах - 10 процентов. Портрет среднестатистического сельского учителя примерно такой: средний возраст - 50 лет, в основном это женщины. Большинство имеют диплом о высшем образовании (свыше 80 процентов).
Зарплата сельских учителей едва дотягивает до 15-20 тысяч рублей, да и то если учитель ведет 25-26 часов в неделю, иными словами, работает на полторы-две ставки. В селах сейчас остро не хватает преподавателей иностранного языка, математики, физики, информатики. И, несмотря на государственную программу поддержки молодых специалистов в 2009-2010 годах, когда им предлагались подъемные - до 500 тысяч рублей и муниципальное жилье, проблема с кадрами не решена.
Много учительских вакансий в Сибирском, Приволжском и Северо-Западном округах. Меньше всего - в Северо-Кавказском. Надо сказать, что сейчас регионы разрабатывают свои собственные программы поддержки молодых специалистов.
Еще несколько лет назад эксперты констатировали: только каждый четвертый сельский учитель (24,5 процента) имеет доступ в Глобальную сеть на работе. В последние годы ситуация сильно изменилась. Так, в настоящее время практически все сельские школы имеют выход в Интернет, собственные сайты и необходимую цифровую технику. Создаются электронные библиотеки - их уже около 13 тысяч. Учителя ведут электронные журналы успеваемости. Сельские педагоги активно осваивают дистанционные технологии. Обо всем этом рассказали участники форума.
Больше всего сельских учителей волнует, как дальше будут жить и развиваться школы, ведь многие из деревенских школ, особенно малокомплектных, оказались на грани закрытия: нет ни учеников, ни финансирования, а педагоги десятилетиями не могут получить новое жилье. Министр образования и науки Дмитрий Ливанов заверил участников форума, что сельская школа остается в центре внимания государства.
- Главная задача сейчас - обеспечить всем сельским школам быстрый доступ в интернет. А это технически сложная задача. Все регионы по нашей просьбе проверяют условия обеспечения скоростного доступа в Сеть, чтобы в 2013 году мы смогли решить этот вопрос, - подчеркнул Дмитрий Ливанов.
Еще одна важная задача - обеспечение школ транспортом, чтобы они могли принимать учеников из ближайших деревень. По закону, если ребенку приходится идти до школы больше 2 километров, учебное заведение обязано найти для него транспорт. По словам министра, в этом году удастся полностью решить и эту проблему.
Что касается финансирования и льгот, то Дмитрий Ливанов напомнил участникам форума, что финансирование сельских малокомплектных школ не будет зависеть напрямую от количества учеников, школы получат столько средств, сколько им нужно.
Кроме того, по новому Закону "Об образовании в РФ" есть гарантия учителям: их зарплата не может быть меньше средней по экономике региона.
- Мы проводим ежемесячный мониторинг зарплаты, и за последние месяцы оклады в сфере образования выросли на 40 процентов. Важно обеспечить справедливость и прозрачность распределения средств. Мы будем разбирать все жалобы, которые поступят от учителей, недовольных распределением средств, - пообещал министр.
Валентина Иванова, председатель Всероссийского педагогического собрания:
- В нашей стране 43 тысячи сельских школ. За 10 лет в России закрылась каждая третья сельская школа. Благодаря такому масштабному форуму мы впервые за много лет подняли вопросы сельских учителей на всероссийском уровне. Надо изменить отношение к малокомплектной школе и школьному учителю, мы должны сделать так, чтобы условия и качество образования в сельских школах не уступали образованию в столице и крупных городах. Необходимо расширять льготы для молодых педагогов, запускать программу "Учительский дом", по которой учителям будут предлагаться льготные ипотечные условия.
Максим Шатоба, директор школы с. Рюхово Унечского района Брянской области:
- Нашему селу четыреста лет, а школе - уже 105! В девятилетке сейчас учатся 45 ребят, первоклашек - 7 человек, а вот с четвертыми, пятыми и шестыми классами - провал. Мы делаем все возможное, чтобы наши ребята не ощущали разницы в обучении по сравнению с городскими школьниками. В школе 18 учителей. Несмотря на демографическую яму, они надеются на благоприятные перемены. Повышаем квалификацию, участвуем в конкурсах. Математические правила не меняются, иное дело - модернизация образования. Вот это, если честно, выматывает. К одним требованиям привыкнуть не успеешь, как уже подоспели новые. Педагоги не успевают перестраиваться. Не все владеют коммуникационными технологиями, многим сложно обучаться. Требования меняются, ужесточаются, документооборот большой, много отчетности, нужно вести электронные журналы, а связь на селе слабая. К тому же у нас мало современной техники.
Разумеется, мечтаем о достойной зарплате. "Чистыми" наш обычный учитель получает 10 тысяч рублей. Если есть категория - чуть больше. А ведь учителя отдают ребятам свою душу и здоровье. Недаром ведь рюховские ученики занимают первые места в олимпиадах среди сельских школ области. Как учитель физкультуры я делаю упор на "здоровьесберегающие" технологии. Пусть не осудят меня "высоколобые" коллеги, но я считаю, что "тройка" по физике не так страшна, как подорванное здоровье ребенка. У нас в школе организовано двухразовое горячее питание, есть свой огород - всегда к столу салаты. Очень хорошей лыжной базой обзавелись. Строго следим, чтобы в классах было хорошее освещение. Прямо в холле поставили теннисный стол. Дети болеют значительно реже, чем в других школах: за год наши ребята пропускают от силы 5-6 дней. А вот на олимпиадах среди сельских школ занимают первые места.
Очень полезной оказалась идея с юными инспекторами дорожного движения: увлеклось едва ли не полшколы. Ребята так здорово знают правила, что хоть водительские удостоверения выдавай.
Подготовил Александр Федосов