Напомним, что 12 февраля на полигоне Пхунгери КНДР произвела третье по счету ядерное испытание. По оценкам Сеула, был подорван заряд мощностью 6-7 килотонн. До этого КНДР проводила ядерные испытания дважды - в 2006 и 2009 гг.
Повод для спекуляций о намеках Пхеньяна по поводу типа ядерного боезаряда дало заявление властей Севера, сделанное в связи с проведением взрыва. "Мы физически доказали улучшенные характеристики наших сил ядерного сдерживания, которые стали более разнообразными", - говорится в заявлении.
Именно слово "разнообразные" было интерпретировано как намек Пхеньяна на то, что был подорван урановый боезаряд.
Напомним, что два предыдущих раза КНДР подрывала плутониевые устройства. На этот раз многие эксперты ожидали именно уранового взрыва. Это бы доказало, что Север существенно продвинулся по части совершенствования своих ядерных арсеналов. Кроме того, урановая программа опаснее плутониевой в плане распространения. Для обогащения урана не нужны крупные мощности, как в случае с оружейным плутонием.
Впрочем южнокорейские военные эксперты пока не торопятся делать выводы. "Словосочетание "более разнообразные" действительно можно интерпретировать как урановый боезаряд. Но действительно он был таковым, либо Север имел в виде что-то иное - пока трудно сказать", - заявил в ходе брифинга для журналистов представитель Министерства обороны Южной Кореи Ким Мин Сок.
По словам военных, с большой долей достоверности о характеристиках взрыва можно будет судить через два-четыре дня. Именно столько времени потребуется, чтобы выделившийся при взрыве газ и прочие компоненты дошли до установленных вдоль границы с КНДР южнокорейских сенсоров. С другой стороны, не исключена возможность, что газ вообще не будет выявлен. "При ядерном взрыве выделяются различные газы, которые просачиваются в атмосферу. Наши станции должны уловить эти вещества, чтобы определить характеристики взрыва. Проблема в том, что можем уловить газ, а можем и нет. Это трудно предсказать", - заявил Ким Мин Сок. Речь идет в первую очередь о выделяющихся при взрыве инертных газах ксенон и криптон.
В любом случае на это потребуется время - от двух до четырех дней. В настоящий момент в Южной Корее действуют две стационарные и одна передвижная станции, которые могут улавливать мельчайшие содержания ксенона, а также одна стационарная и одна передвижная станция, которая определяет содержание криптона.