Лидером в борьбе за приз Берлинского фестиваля является драма "Глория"

63-й Берлинский фестиваль близится к концу. Еще каждый сеанс начинается берлинским мишкой, который умоляюще простирает вперед лапы в надежде заполучить какой-нибудь шедевр. Но уже в субботу вечером все премиальные мишки найдут своих хозяев и уедут в свои новые берлоги.

Пока расклад предпочтений критиков, составивших "жюри" журнала Screen, не изменился: в их рейтинге по-прежнему с большим отрывом лидирует чилийская драма о поздней любви шестидесятилетних "Глория" - у нее максимальный пока балл 3,4 из четырех возможных. Эта картина уже вошла и в число самых покупаемых на Кинорынке: ее спешно расхватывают для проката во всех крупнейших странах мира. Купят ли ее в России, пока неизвестно: попкорновую публику наших мультиплексов любовь шестидесятилетних не привлечет, а другой публики в кинозалах у нас нет.

На втором месте румынская семейная драма "Поза ребенка" - у нее 2,9 балла. А вот в дальнейшем раскладе произошли изменения: с почетного третьего места картину Ульриха Зайдля "Рай: надежда" отодвинула "Камиль Клодель" Брюно Дюмона. Она получила средний балл 2,5, но исключительно из-за энтузиазма двух участников "жюри" - поклонников своеобразной манеры Дюмона, поставивших ей высший балл. Остальные выставили ей двойки и даже колы - то есть мнения снова диаметрально разошлись.

На четвертом месте с оценкой в 2,3 балла оказался показанный во вторник вполне "мейнстримовский" триллер Стивена Содерберга "Побочные эффекты". И только на пятом теперь стоит Зайдль, разделив эту позицию с фильмом "Закрытый занавес", который опальный иранец Джафар Панахи снял под домашним арестом вопреки запрету властей, - у обоих по 2,1 балла.

Далее идут самая спорная по диаметрально противоположным оценкам картина о лесбийских страстях "Вик + Фло видали медведя" Дени Котэ из Канады (2,0), гомосексуально-религиозная польская драма Малгошки Шумовской "Во имя" (1,9 балла), наша "Долгая счастливая жизнь" Бориса Хлебникова, германо-южноафриканская мелодрама "Лайла Фури" Пиа Марэ, немецкое "Золото" Томаса Арслана и "Земля обетованная Гаса Ван Сэнта" - у всех четырех картин по 1,8 балла. Замыкают таблицу французская "Монахиня" Гийомма Никлу по Дидро - ее мощный антирелигиозный посыл оказался экспертам не по зубам (1,6) и, наконец, безусловный провал фестиваля американская эксцентриада "Обязательная смерть Чарли Кантримена" ваятеля рекламных клипов Фредрика Бонда - этот фильм не дотянул и до единицы (0,8 балла).

Сегодня из-за параллельного просмотра я пропустил "дорожную комедию" американского режиссера Дэвида Гордона Грина "Принц Аваланч" (у нас "Повелитель лавин"), но успел ввинтиться в толпу, которая с веселым галдежом вываливалась из кинозала. И первая, кого там встретил, была наша журналистка, которая мне сообщила, что отборочной комиссии фестиваля нужно оторвать все, что нужно, потому что надо же понимать, что она взяла в конкурс точную копию исландской картины "Either Way", уже получившей международную известность и премированной на фестивалях в Сан-Себастьяне и Турине. Это наблюдение потом подтвердили многие, с кем я поговорил: повторяет исландцев буквально покадрово. Американцы любят адаптировать удачные евроазиатские сюжеты для своих зрителей, но буквальная копия - это уж слишком. Это как если бы я издал книжку моего коллеги, подписав ее своим именем.

В четверг с утра премьера казахского фильма "Уроки гармонии" 28-летнего Эмира Байгазина, участника международной молодежной программы "Shooting Stars". Дирекция Берлинале его называет открытием фестиваля, и это первый казахский фильм в его главном конкурсе за всю историю.