12.02.2013 23:50
    Поделиться

    Сергей Шойгу поддержал идею гуманизации солдатской службы

    Ровно сто дней назад президент России назначил Сергея Шойгу министром обороны РФ.

    На громкое событие дата не тянет, поэтому отмечать ее застольями военные, конечно, не будут. Зато есть повод оглянуться на короткий путь, который Вооруженные силы проделали с новым командиром. И посмотреть, что за ветры перемен гуляют сегодня по казармам и штабным кабинетам.

    Начнем, пожалуй, с главного. Смена главы оборонного ведомства никак не повлияла на общие подходы к модернизации Российской армии. Иного трудно было ожидать, ведь курс этот вырабатывают не военные чиновники, а политическое руководство страны. Обозначенные им приоритеты - поддержание боеготовности Вооруженных сил, оснащение войск современным вооружением и техникой, решение социальных проблем офицеров и создание нормальных условий для службы солдат были и остаются неизменными. Но в каком порядке и насколько качественно решаются эти задачи, практически целиком зависит от министра обороны и его команды.

    Разговоров о просчетах бывшего армейского руководства Шойгу старается избегать. Но он оказался заложником ситуации, когда от любого решения нового министра сегодня ждут чуть ли не революционных перемен. Под столь пристальным вниманием работать всегда трудно. Ведь Шойгу надо не только тщательно обдумывать свои шаги, но и "примеривать" их к общественной реакции. Впрочем, в некоторых случаях предугадать ее было несложно.

    Например, Шойгу хорошо знал об обиде военных на фактическое уничтожение ведомственной медицины. И сразу после назначения в минобороны распорядился восстановить в бригадах медицинские роты, отменить закрытие многих госпиталей. Другой пример - решение министра остановить переезд Военно-медицинской академии из центра Санкт-Петербурга на окраину города. Это решение приветствовали не только сотни офицеров и армейских пенсионеров, живущих в Северной столице, но и многие гражданские питерцы.

    В Минобороны Шойгу познакомился с еще одной стороной публичности. Едва он заявил, что Российскую армию пора "подтянуть" к реалиями ХХI века, и в качестве примера ее отставания сослался на использование портянок, реакция на эти слова сузилась до обсуждения вопроса, нужно солдатам оставлять этот элемент формы или их переодеть в носки. От портянок в войсках, конечно, откажутся. Но, наверное, министр все-таки имел в виду другое - сделать Вооруженные силы современными, а службу там привлекательной, в том числе невозможно без удобной и практичной формы. Ее усовершенствованный вариант "Концепт" Шойгу примерил на себя и после некоторых корректировок рекомендовал к отправке в войска. К концу 2015 года гардероб обновят все солдаты и офицеры.

    Из этой же серии решение о душевых в каждой казарме. Банные дни раз в неделю, учитывая интенсивность полевых занятий и ежедневных физических нагрузок на военных, действительно выглядят атавизмом. Поэтому к концу нынешнего года все жилые помещения в армии оборудуют душевыми кабинами.

    Вообще все, что касается так называемой гуманизации солдатской службы, Шойгу только приветствует. "Мы должны сделать так, чтобы родители не боялись отпускать своих сыновей в армию", - заявил министр. Потому и от услуг гражданских фирм военные отказываться не собираются. Но пересмотреть места их использования придется. Этим уже озадачены чиновники Минобороны. Скажем, уборкой казармы, по мнению Шойгу, должны заниматься не гражданские уборщицы, а сами солдаты. А везти белье на стирку в городской комбинат, платить за эту услуга втридорога, когда в воинской части простаивает без работы собственная прачечная, глупо. И с такой практикой в армии будет покончено.

    Покончено там и с чрезмерной централизацией командных функций. Когда Шойгу только пришел в Минобороны, его поразило огромное количество бумаг, которые ежедневно должен был подписывать министр. Дело доходило до абсурда. Например, приказ об отпуске солдат-контрактников визировал лично глава ведомства. При этом командиры не отваживались принимать решение даже в чрезвычайных ситуациях.

    Скажем, когда Шойгу доложили о ЧП в одной из частей Южного военного округа - там во время занятия по метанию гранат был ранен солдат, министр первым делом спросил, в какой госпиталь его доставили и кто туда полетел из военно-медицинского главка. Оказалось, что без прямого указания министра такая командировка невозможна. Сейчас в полномочиях должностных лиц наведен порядок. Его закрепили в специальном Регламенте минобороны, и каждый из замов Шойгу четко знает не только свои обязанности, но и служебные права.

    О некоторых своих планах министр обороны уже объявил. Это, в частности, касается новых правил расселения военных очередников, которым с 2014 года вместо квартир планируют выдавать деньги на покупку жилья. Есть у Шойгу задумки и по изменению правил прохождения срочной службы. Увеличивать ее никто не собирается, а вот сделать более удобной для думающей о своем будущем молодежи хотят. Однако это не вопрос следующих ста дней работы Шойгу в Минобороны, а более отдаленной перспективы.

    Поделиться