Российские следователи закончили выяснение обстоятельств трагедии на шахте "Ульяновская" в Новокузнецком районе Кузбасса, унесшей 19 марта 2007 года жизни 110 человек.
Как сообщает пресс-служба Следственного комитета РФ, среди обвиняемых в трагедии директор шахты Андрей Функ, начальник смены Юрий Пименов, механик участка вентиляции и техники безопасности Геннадий Краськов, бригадир и электрослесари этого участка Олег Козявин, Денис Бут и Олег Собакин. Им инкриминируется нарушение правил безопасности на взрывоопасных объектах, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц (часть 3-я статьи 217 УК РФ). А начальник Куйбышевского горнотехнического отдела управления Ростехнадзора по Кемеровской области Сергей Слепцов, государственные инспекторы данного отдела Александр Костромин и Игорь Дмитриев обвиняются в халатности (часть 3-я статьи 293 УК РФ).
Взрыв метановоздушной смеси и угольной пыли произошел днем, во время рабочей смены. Находившиеся под землей люди погибли от травм, термических ожогов и отравления окисью углерода. Еще семеро получили телесные повреждения различной степени тяжести. Ущерб, причиненный аварией компании "Южкузбассуголь", превысил 616 миллионов рублей.
В ходе расследования причин аварии была проведена комиссионная комплексная горнотехническая экспертиза с привлечением ведущих специалистов, компьютерная и другие экспертизы, допрошены свыше 450 человек.
- Авария явилась следствием того, что для выполнения плана добычи угля руководители шахты с июня 2006 года до момента взрыва игнорировали требования безопасности при ведении горных работ, - уточнил официальный представитель СК РФ Владимир Маркин. - Работники из-за угроз увольнения или снижения размера премий продолжали добычу, несмотря на взрывоопасную концентрацию метана и угольной пыли в подземных выработках. Установлено также, что на шахте работала аппаратура аэрогазового контроля, приобретенная в Великобритании. Она должна была автоматически отключать электромеханизмы при превышении допустимой концентрации газа во избежание взрыва. Однако по указаниям директора шахты Функа, главного инженера Прокопьева, начальника участка вентиляции и техники безопасности Королева и других руководителей предприятия их подчиненные вносили неисправности в систему защиты. Делалось это при помощи различных приспособлений, которые не позволяли автоматически остановить работу техники под землей. Также вносили изменения в программное компьютерное обеспечение аппаратуры для сокрытия загазованности, а вот записи в журналы об опасной концентрации метана не вносили. И не сообщали об этих нарушениях в органы горнотехнического надзора.
Еще одной причиной трагедии, как считают следователи, стало то, что представители Куйбышевского горнотехнического отдела областного управления Ростехнадзора не осуществляли надзор за соблюдением требований безопасности на подконтрольном им опасном объекте. Между тем, концентрация угольной пыли в горных выработках была столь высока, что позволила распространиться взрывам даже там, где не было опасного количества метана. Это увеличило масштабы аварии и число жертв.
Уголовное дело в отношении еще 19-ти инженерно-технических работников "Ульяновской" прекратили за истечением сроков давности. Поскольку эти работники закончили выполнение профессиональных обязанностей еще до аварии. Следствие сочло, что допущенные ими нарушения требований безопасности не явились непосредственной причиной ЧП. Также отказано в возбуждении уголовного дела в отношении еще пяти руководителей предприятия, которые погибли во время взрыва.
Доказательства, собранные следствием, оказалось достаточными для того, чтобы уголовное дело, составившее 234 тома, было направлено на утверждение обвинительного заключения, а затем и в суд - для рассмотрения по существу.