При этом государство рассчитывает, выражаясь словами замминистра образования и науки Челябинской области Галины Казаковой, что вузы перестанут быть инкубаторами для желающих получить высшее образование и расширить кругозор. То есть научные исследования, проводимые по заказам реального сектора экономики, выйдут на первый план. Тем более, как пояснила Казакова, госфинансирование предназначено главным образом для проведения фундаментальных исследований (800 миллиардов рублей против 200 миллиардов на прикладные исследования).
Еще 636 миллионов на прикладные исследования в вузах предполагается привлечь за счет бизнес-структур. Но, пока власти рассуждают о частных инвестициях в науку, и без того огромный отрыв ее от реального сектора экономики продолжает увеличиваться. Так, на Южном Урале с вузами сотрудничают лишь 97 организаций, в то время как перечень потенциальных заказчиков исчисляется тысячами. И тому есть вполне объективные причины.
- У нас есть академические институты, где платят зарплату за исследования, - поясняет член-корреспондент АН, профессор Челябинского госуниверситета Сергей Матвеев, - а есть университеты, где платят зарплату за лекции и семинары. Получается, что для преподавателей вузов научные исследования, в том числе прикладные, - это своего рода хобби.
Но это еще не все. Идеальный в понимании бизнеса вариант - приобретение уже готовых результатов исследований в виде технологий и образцов оборудования. То есть минимизация затрат на разработки. Вузам и НИИ, напротив, объективно выгодны максимально длительные сроки исследований, на протяжении которых им гарантировано стабильное финансирование. В результате такого расхождения интересов бизнес получает импортные решения "не первой свежести", а исследователи не получают ничего.
- Мы не дождемся заказов от предприятий, пока не создадим удобные форматы для взаимодействия, - считает проректор по маркетингу и развитию Русско-Британского института управления Максим Усынин. - Причем инициатором их разработки должен стать вуз.
Одним из таких форматов, опробованных в институте, стали открытые инновации. Примером может служить контракт с крупнейшим российским авиаперевозчиком на разработку концептов, условно говоря, "нескучного полета" - то есть обслуживания пассажиров на борту. Благодаря координации через Интернет к работе привлекли мобильные команды исследователей, связанные с сетью существующих в 20 российских и четырех зарубежных городах бизнес-инкубаторов - кафедры университетов, стартапы, да, по большому счету, всех желающих. В итоге заказчик может выбрать из массы предложений (их уже порядка двухсот) наиболее перспективные идеи, проработать в деталях и внедрить. Роль вуза заключается в предварительной экспертизе и "фильтрации" предложений, координации работы команд, интеграции отдельных выгодных предложений в признанные перспективными проекты.
- Это прекрасная модель взаимодействия крупного бизнеса и науки, доказавшая свою эффективность, - уверен Максим Усынин. - Бизнес в данном случае платит не за процесс, а за результат. А вузам и малым исследовательским коллективам неважно, из Лондона они или из Верхнего Уфалея, - это дает возможность напрямую получить заказ и заработать, участвуя в проекте ценой десятки миллионов долларов. Такой формат заинтересовал крупные корпорации, в том числе Сбербанк, МТС, судостроительный кластер Архангельской области, "КамАЗ".
Для бизнеса среднего "калибра" предназначены так называемые микропроекты. Многочисленные проблемы заводов, холдингов и прочих компаний регионального значения, "недостойные" внимания крупных исследовательских центров и слишком дешевые для них, становятся темами групповых проектов студенческих коллективов. По итогам полевых исследований процессов, протекающих на предприятиях, молодые люди под руководством преподавателей используют полученные теоретические и практические знания для решения поставленной перед ними проблемы. В случае успеха выигрывают все. Студенты покидают стены альма-матер, имея опыт решения реальных задач в портфолио. Заказчик получает готовое решение за скромную плату, вуз - деньги. С учетом обширности потенциальной клиентуры общая сумма может оказаться весьма существенной.
Как и перспективы работы на обширном рынке быстрого прототипирования. Скажем, в сфере IT рабочие модели тех или иных сервисов, созданные командами с участием студентов, обойдутся компаниям значительно дешевле. Дорогие же услуги профессиональных web-разработчиков, дизайнеров и прочих специалистов потребуются лишь на стадии окончательной доводки, по итогам обратной связи с потенциальными пользователями.
Разумеется, обкатываемые сегодня в Челябинске новые модели взаимодействия бизнеса и вузовской науки не станут панацеей. Но они заведомо перспективней, чем также обсуждаемый вариант административного слияния НИИ с университетами либо директивное указание последним повернуться лицом к бизнесу.
Инновационная инфраструктура Уральского федерального университета стала партнером одной из крупнейших машиностроительных корпораций страны, выступив соорганизатором Всероссийского конкурса инновационных проектов "Техностарт: Урал". Победители конкурса, авторы лучших бизнес-проектов и идей, получат денежные премии и специальные призы, но главное - поддержку проектов от корпоративного бизнес-инкубатора "Фабрика Инноваций".
Бизнес-партнеры университета оценивают этот проект как новый этап сотрудничества: от кадровой работы и совместных исследований стороны переходят к совместной выработке перспективных отраслевых задач, поиску инновационных решений и далее - к созданию рабочих проектных команд. По словам проректора УрФУ по инновационной деятельности Сергея Кортова, промышленные корпорации уделяют все больше внимания инновационному развитию, и сотрудничество с ними сегодня стало для вуза первоочередной задачей. При этом оказываются востребованными разработанные учеными технологии генерации идей и проектов, инновационный и кадровый потенциал вуза.
Справка "РГ"
Научно-исследовательской деятельностью в Челябинской области занимается 15 тысяч человек. На Южном Урале 47 научных организаций, помимо этого, исследовательские разработки выполняют еще 200 структур, в том числе порядка 50 малых предприятий при вузах.