13.02.2013 21:24
    Поделиться

    Эксперты: госпротекционизм вряд ли поможет возродить уральский легпром

    Уральские эксперты неоднозначно отнеслись к инициативе Минпромторга обязать ретейлеров отводить до трети ассортимента под товары отечественной легкой промышленности. Формула "вы полюбите меня, как миленькие" не сработает, уверены аналитики, если товар не выдерживает конкуренции. В ином случае никакие особые преференции производителям и не нужны.

    - Это напоминает недавнюю законодательную инициативу о дозировании негативной информации в сообщениях СМИ, - отмечает Константин Юрченко, директор Департамента экономики УрФУ. - Искусственно создавая преференции для одной группы товаров, мы тем самым  ограничим выбор потребителя, заставляя его покупать то, что он покупать не хочет. Уровень экономического развития, уровень благосостояния населения такие меры не повысят.

    Как отмечает эксперт, ретейлерам невольно придется покрывать за свой счет издержки политики протекционизма. Они вынуждены будут убрать часть товара на склады, часть оборотных средств окажется заморожена. По мнению аналитика, в абсолютном выигрыше окажутся производители, выпускающие не совсем ходовой товар: они смогут не спешить с инвестициями в совершенствование продукции, модернизацию производства. Созданные государством тепличные условия позволят какое-то время выпускать продукцию, не способную конкурировать на равных с зарубежными товарами. По мнению эксперта, это будет стопорить развитие экономики страны в целом. Кроме того, любые ограничения на импорт всегда бьют по потребителю: когда товаров становится меньше, моментально начинают расти цены.

    А вот заместитель директора Института экономики УрО РАН Юлия Лаврикова, напротив, считает, что эта мера давно назрела: госпротекционизм подстегнет развитие местной легкой промышленности, у которой есть потенциал.

    - Сегодня до 70 процентов места на прилавках занимают дешевые китайские товары. Еще 15-20 процентов - продукция других стран мира. И только 10-15 отведено под товары отечественной легкой промышленности. Эта продукция часто ничем не хуже, выполнена на основе современных технологий, но тотальный диктат импорта не позволяет ей занять достойную нишу. Если отечественным производителям помочь пробиться на прилавки, они смогут стать полноценными игроками на рынке, - уверена она.

    Однако, подчеркивает эксперт, необходимо продумать, как осуществлять контроль за тем, выполняют ли ретейлеры новые требования. Тем более что сами они категорически против подобных, нерыночных, методов воздействия на торговлю. Так, менеджер одной из федеральных торговых сетей, представленных в Екатеринбурге, Константин Казарин считает, что эта мера грубо нарушит правила игры на рынке.

    - Ретейл тратит массу средств на увеличение товарооборота. Для этого специально разрабатывается маркетинговая стратегия. Порой идет настоящая внутренняя борьба за место на полках. В период распродаж товары часто распродаются на грани себестоимости, и все ради  того, чтобы увеличить оборот. А тут, представьте, нам предлагают треть торговых площадей отдать под товары отечественных производителей. Кто нам компенсирует эти колоссальные издержки? - эмоционально замечает представитель ретейла.

    По мнению Константина Казарина, качественные товары отечественной легкой промышленности и без того пользуются спросом, и дополнительные меры поддержки им не нужны. Более того, часто потребитель и не задумывается о том, что покупает российское - для него важно прежде всего качество. Кроме того, пока непонятен и механизм реализации мер поддержки отечественных производителей. Скажем, в формате фирменных магазинов, торгующих товарами строго определенных брендов, часто открывающихся по франшизе с жестко заданными условиями, в принципе невозможно представить товары других марок. Таким образом, требование государства разрушит весь концепт продаж в такой точке, выполнить его можно разве что в формате мультибрендовой торговли.

    Но, пожалуй, самая большая проблема - и тут сошлись во мнениях все опрошенные нами специалисты - то, что самих товаров отечественной легкой промышленности пока крайне мало. И даже если в ближайшее время под них расчистят полки, удастся ли их заполнить - еще большой вопрос.

    Поделиться