Буткинской ковровой фабрике было отпущено только 30 лет жизни - с 1972-го по 2002-й. Возникла она благодаря трудам энтузиаста Марии Разливинских, которая импортировала мастерство на Средний Урал со своей исторической родины, из Курганской области, где развито ковроткачество. В годы расцвета промысла буткинские ковры из дагестанской шерсти удостаивались медалей ВДНХ, Брюссельской выставки и прочих, в штате предприятия числилось до 700 мастериц. Магазин при фабрике посещал Борис Ельцин, известна история, как ему не хватило трех рублей, чтобы приобрести ковер за 38.
Фирменный буткинский жанр - официоз ручной выделки (лики вождей, юбилейные сюжеты, государственная символика) - фабрика сохранила до самого финала. В конце прошлого века она являлась единственным предприятием в России, где создавали "официальные" ковры. Например, триколор из тысяч завязанных вручную шерстяных узелков размером 1,2 на 1,2 метра стоил 3,5 тысячи рублей. В 2000 году по заказу Госдумы РФ буткинские ковроделы выполнили портрет Владимира Путина.
Тогда же, повинуясь требованиям рынка, наряду с эксклюзивными ворсовыми коврами мастерицы пробовали освоить безворсовые пледы и накидки на кресла. Но это производство сгубила высокая себестоимость и хлынувший на наш рынок дешевый китайский текстиль.
Мошенническая распродажа имущества предприятия, закончившаяся уголовным делом, окончательно поставила крест на буткинском ковроткачестве. Сейчас в помещениях бывшей фабрики вяжут жгуты из проводов для нужд автомобильной промышленности.
- Быть может, с десяток мастериц по коврам еще осталось в Бутке - все пенсионного возраста. Сейчас никто не будет учиться этому кропотливому ремеслу, на жизнь им не заработаешь, - говорит Светлана Казакова, начальник Буткинской управы. - О былой славе фабрики у нас в Талицком районе напоминают ковры в административных зданиях, паласы в домах. Чистой шерсти сноса нет, так что память будет долгой.
Стену ее кабинета украшает ковровый портрет Бориса Николаевича - на зависть коллекционерам. В фондах областного краеведческого и екатеринбургского музея изобразительных искусств буткинских ковров нет. Два года назад 15 экземпляров продукции ("неликвид") передала в дар Центру народной культуры технический специалист фабрики. Эти уникальные экспонаты и представили на "поминальной" выставке. Вот уже десять лет как производство прекратилось, скоро время или моль съедят и материальные свидетельства его существования.
Этот мартиролог можно продолжить. Буквально за последнее десятилетие приказали долго жить Туринская игрушка, Богдановичский фарфор, производство расписной деревянной посуды в Реже, камнерезное и ювелирные производства в поселке Малышева. По данным министерства промышленности и науки Свердловской области, десять лет назад в регионе насчитывалось 60 предприятий народно-художественных промыслов.
- Сегодня осталось 36 таких предприятий, - сообщила директор Центра народной культуры Галина Полухина. - Областное минпромнауки занимается поддержкой ремесленнических предприятий, которые прошли экспертизу министерского художественно-экспертного совета и получили статус предприятия народно-художественного промысла. В 2012 году по программе патриотического воспитания выделили около 600 тысяч рублей на участие в ежегодной выставке народных промыслов в Москве. Все 36 предприятий были приглашены, откликнулись - девять.
На Среднем Урале осталось семь направлений народных промыслов: керамика, фарфор, ювелирное и камнерезное производство, деревообработка (изготовление берестяных туесов, плетение мебели) и художественная ковка. Официально признанным промыслам на уровне региона предоставляются следующие льготы: освобождение от налога на имущество, землю, снижение ставки страховых взносов. Два свердловских предприятия, признанные ремесленническими на федеральном уровне, освобождены от НДС и получают господдержку из федерального бюджета. Но в целом промыслы существуют, как дитя у семи нянек: их курируют министерства культуры, экономики, промышленности...
- Надо решить три первоочередных вопроса: отсутствие уполномоченного государственного органа в регионе, отсутствие регионального законодательства по вопросу господдержки и, как следствие, отсутствие целевого финансирования по развитию данного направления, - формулирует главный специалист областного минпромнауки Екатерина Иванова.
Скажем, в Челябинской области закон о господдержке ремесленничества принят в 2005 году. Благодаря этому отдельные производства в Каслях, Златоусте оплачивают только 50 процентов потребленной электроэнергии, что для энергоемкой металлообработки весьма существенно.
В Свердловской области соответствующий законопроект разрабатывается (об этом мы рассказывали в материале "Помыслы о промыслах", "Экономика Уральского округа" от 13.09.2012), как, кстати, и в Курганской. Как сообщил "РГ" руководитель рабочей группы Вячеслав Погудин, согласно плану законотворческой деятельности, проект закона будет внесен в Законодательное собрание во втором квартале 2013-го, после получения экспертных заключений и проведения финансово-экономических расчетов. Одна "нянька" на замену семи еще не выбрана: на этот счет сейчас проводятся консультации в правительстве области с участием вице-премьера Владимира Власова.
- Простой раздачи денег из бюджета не планируется, - подчеркивает Погудин. - Цель выделения субсидий - стимулировать развитие конкретных производств под четко обозначенные задачи - скажем, модернизацию производства, увеличения объемов и прочее.
Однако поставить ремесло на рыночный конвейер даже с помощью закона вряд ли получится. У многих народных умельцев особая психология, которая не вписывается в современные экономические реалии.
- Они зарабатывают копейки, занимаясь ремеслом, потому что им это нравится, потому что не могут иначе, - объясняет мастер художественного стекла и галерист Юлия Крутеева. - Помощь государства им, конечно, нужна, но она не должна быть денежной: субсидию ремесленник просто проест, никакого развития его производство от вливания денег не получит. По-настоящему действенную помощь государство может оказать, предоставляя помещения для торговли - бесплатно или за символическую арендную плату.
В нашей стране наиболее "продвинутые" регионы пошли именно этим путем. Так, в Москве с 2003 года расширяется товаропроводящая сеть для реализации изделий народных художественных промыслов.
- Еще одна важнейшая проблема, которую не решить без участия государства: надо бы запретить производство традиционных русских вещей за рубежом, - отмечает Крутеева. - Если я приезжаю в Кострому, я хочу увезти оттуда костромской сувенир, а не китайскую подделку. Сейчас почти все матрешки - наша национальная гордость - сделаны в Китае. Я уверена, что с этим позором можно бороться законодательно. Мне повезло учиться в Венеции, в школе стеклоделов, куда иностранцев вообще берут неохотно, а китайцам просто отказывают. Так вот, стекло, которое продается в Венеции, постоянно проверяют на происхождение и горюют, что выявили целых шесть процентов товара китайского производства. Там берегут свое ремесло, поэтому венецианское стекло - это бренд. И мне страшно обидно за наш огромный, богатейший край, который практически ничего не может предложить туристам.
Кстати
Одна из общепризнанных "визитных карточек" Среднего Урала - нижнетагильские подносы. Технология сохраняется неизменной почти три века, с демидовских времен. Как считает директор Нижнетагильского музея-заповедника Эльвира Меркушева, промысел переживает не лучшие времена: массового производства нет, товар становится практически штучным. Сделать ремесло экономически выгодным можно только путем организации рынков сбыта. И эту проблему намерены решить на муниципальном уровне.
- Тагильский поднос будет непременным сувениром на всех крупных международных мероприятиях в нашем городе. Только на одну выставку вооружений-2013 нам потребуется почти тысяча подносов, а это почти год работы наших мастеров, - заявил на днях глава Нижнего Тагила Сергей Носов.