По прежним нормативам срочники могли попасть туда только после 6 месяцев службы и освоения военно-учетной специальности. С этой недели действуют новые правила, сократившие "разрешительный" солдатский стаж. В Положении о порядке прохождения военной службы теперь записано: "Военнослужащие, проходящие военную службу по призыву, могут быть направлены (в том числе в составе подразделения, воинской части, соединения) для выполнения задач в условиях вооруженных конфликтов (для участия в боевых действий) после прохождения ими военной службы в течение не менее четырех месяцев и после подготовки по военно-учетным специальностям".
Понятно, что эта корректировка взбудоражила и самих ребят, и их родителей. Однако, как утверждают военные, бить в колокола нет никакого повода.
- Сейчас "горячих точек" в России нет. Поэтому не стоит думать, что поправку внесли в связи с какими-то чрезвычайными обстоятельствами. Все гораздо проще. Время службы по призыву стало короче, подготовка новобранцев в учебных центрах проводится более интенсивно и в меньшие сроки. Соответственно сократился период приведения солдата к бою, - объяснили корреспонденту "РГ" в Минобороны.
Определенная логика в этих словах есть. Действительно, 6-месячная подготовка призывников к войне была официально узаконена, когда ребята служили два года, а курс их армейской учебы был рассчитан на полгода. Теперь новобранцы отправляются в казарму всего на 12 месяцев, причем три из них проводят за армейской партой. Но для умелых действий в бою мало овладеть военной специальностью. Солдату нужны еще и навыки действий в составе отделения, расчета или экипажа. На их приобретение командиры отводят 30 дней. Отсюда - минимальные четыре месяца, обязательные перед командировкой призывника в "горячую точку".
Это, так сказать, арифметика новых правил. Что же касается их смысла, он тоже понятен. Генералы обязаны предусмотреть любое развитие событий. Если в локальном вооруженном конфликте у командиров будет возможность заменить призывников солдатами-контрактниками еще перед отправкой подразделения в "горячую точку", то они это, конечно, сделают. Но в большой войне такой вариант практически исключается. Переписывать нормативы под контрактников и менять правила под призывников тогда будет некогда. Вот почему в Минобороны и Генштабе заранее готовят решения, ориентируясь на время "Ч". Судя по всему, так было и в данном случае.
Но тут возникает иная проблема. Научить за четыре месяца 18-19 летних парней водить танк, стрелять из автомата и заряжать пушку, наверное, можно. А вот подготовить их к реальной войне - далеко не всегда. Когда над головой свистят пули, порой не выдерживают даже взрослые мужики. Поэтому в "горячие точки" лучше все-таки посылать не мальчишек, а военных профессионалов.