С криминалом на железных дорогах будут бороться с помощью камер

В пригородных поездах и на перронах могут быть установлены видеокамеры. Такая мера предлагается в проекте правительственного распоряжения о продлении Комплексной программы обеспечения безопасности населения на транспорте на 2014-2016 годы. Его готовит Минтранс.

Пока, как уточнили "РГ" в Ространснадзоре, в действующей программе обеспечения безопасности оснащение электричек видеокамерами не предусмотрено. Такой опыт, правда, есть в некоторых регионах. Например, на Северокавказской дороге электрички оборудовали камерами после серии взрывов. Но устанавливали их за счет региональных денег. А теперь предлагают делать это за счет федерального бюджета. Если же говорить о перронах пригородного направления, то здесь опыт есть на Ярославском направлении в столичном регионе. В ситуационном центре Ярославской железной дороги следят за тем, чтобы люди не оставляли без внимания бесхозные вещи. Если пять минут на платформе лежит забытый пакет, то дежурные оперативно выходят на проверку, чтобы выяснить, не представляет сверток опасности для жизни людей.

По программе безопасности, за прошлый год при помощи технических средств, установленных на транспортных объектах, в том числе на железной дороге и в метро, задержано почти 700 лиц, находящихся в розыске. Но пока из федерального бюджета в основном оснащаются средствами безопасности высокоскоростной железнодорожный транспорт и метро. Хотя больше всего жалоб со стороны пассажиров как раз на безопасность в электричках. У кого-то кошелек стянули, у кого-то телефон отобрали, где-то курили прямо в вагоне. И, кстати, по-прежнему в электричках часто распивают спиртные напитки. А вот еще один показательный факт. Новые составы с видеокамерами были запущены на линию в поездах-спутниках. Но не успели подключить камеры к какому-либо ситуационному центру, как их сняли нарушители.

Сейчас железнодорожники намерены для обеспечения безопасности во время Универсиады в Казани и Олимпийских игр в Сочи организовать видеонаблюдение в электричках, которые будут возить гостей этих мероприятий. И сделать это в том числе и за счет своих средств. Но Росжелдор считает, что такую практику надо распространить постепенно на все пригородное сообщение. А сначала уделить внимание самым криминогенным направлениям, которые находятся в зоне риска у служб безопасности. Скорее всего, будет решаться и вопрос о дополнительном патрулировании в этих электричках. Сейчас, правда, на это не хватает ни сил, ни средств, признают в Росжелдоре. Деньги на пригородную безопасность предлагается запланировать немалые. Но конкретные суммы в агентстве уточнять не стали. И пояснили, что комплексная программа изначально считается антитеррористической. Но у нее в итоге есть и еще один эффект - улучшится криминогенная обстановка. Ведь карманник вряд ли полезет под видеонаблюдение.

Само же изображение с видеокамер в электричках, помимо записи на дублирующие жесткие диски в кабине машиниста, должно будет в обязательном порядке передаваться в ситуационный центр железной дороги, настаивают в Росжелдоре. Это поможет оперативно предотвращать нарушения и задерживать тех, кто находится в розыске. Трансляция с дороги будет анализироваться с помощью интеллектуальных систем.