Восстановление Спаса-на-Сенной разделило петербуржцев на два лагеря

Спас-на-Сенной начнут заново строить в следующем году. Сейчас на месте уничтоженного памятника позднего барокко расположены вестибюль станции метро "Сенная площадь" и небольшая часовня.

Решение воссоздать храм разделило горожан на два лагеря: для одних оно стало долгожданным торжеством исторической справедливости, для других - лишней суетой властей над проектом, который затруднит передвижение по перегруженной пешеходами и машинами Сенной. Тем не менее глава городского комитета по охране памятников Александр Макаров назвал это "главным архитектурным событием 2014 года". На первом заседании Попечительского совета по вопросу воссоздания Спаса-на-Сенной чиновник сообщил, что на территории площади уже ведутся обследования инженерных сетей и культурно-архитектурные изыскания. Благодаря обмерам, которые сделали архитекторы перед уничтожением храма, удалось найти его фундамент и облегчить проектные работы.

Из-за вестибюля метро восстановленный Спас-на-Сенной, скорее всего, лишится части помещений. Детали воссоздания храма еще предстоит утвердить попечительскому совету.

К концу этого года приход храма рассчитывает получить разрешение на строительство. Тогда же проект храма пройдет историко-культурную экспертизу и начнут рыть котлован. В конце 2012 года городское правительство утвердило проект планировки и межевания Сенной площади. Согласно генеральному плану города, на площади будет сформирована общественно-деловая зона. Сегодня часть территории уже застроена, часть отойдет храму, а на оставшейся территории будет построена вторая очередь торгово-развлекательного комплекса со встроенными вестибюлями метро.

Cправка "РГ"

Церковь Спаса-на-Сенной была построена по проекту архитектора Андрея Квасова (возможно, при участии Растрелли) в 1753-1765 годах. Здесь в 1831 году император Николай I произнес речь во время холерного бунта, здесь, по легенде, пел на клиросе Александр Суворов, сюда часто заходил Федор Достоевский. В 1938 году храм закрыли и сняли с охраны, а в 1961-м взорвали ради строительства новой станции метро.