14.02.2013 09:06
    Поделиться

    В УрФО предложили "лесные" поправки в Бюджетный кодекс

    Напомним, полномочия в области лесных отношений - охрана лесов от пожаров, рекультивация, предоставление лесного фонда в пользование арендаторам и многое другое - с 2007 года находятся в ведении регионов. По оценке Федерального агентства лесного хозяйства, сегодня Уральский округ справляется с этими функциями лучше других российских территорий. Однако радужной ситуацию пока назвать трудно.

    Как рассказал на окружном совещании в Екатеринбурге заместитель руководителя агентства Николай Кротов, в 2012 году на долю УрФО пришлось более трети всех возгораний в РФ. При этом оперативно удалось потушить менее 60 процентов очагов, число лесных пожаров в округе выросло по сравнению с 2011 годом более чем в 1,5 раза, а их площадь - в 2,3 раза.

    В какой-то степени это объяснимо: почти 39 процентов территории УрФО занимают леса. И в последние годы в округе все же удалось сформировать систему лесопожарной безопасности, в том числе создать специализированные учреждения по тушению пожаров, отмечает начальник департамента по экономической политике аппарата полпредства Анна Ленская. Но многие вопросы не решаются по причинам, не зависящим от регионов. Так, в 2012 году в региональных бюджетах было предусмотрено более 400 миллионов рублей на приобретение лесопожарной техники и оборудования. Практически такая же сумма заложена и в федеральном бюджете, однако поступила она только в декабре. Поэтому 100 миллионов рублей субъекты не успели освоить.

    Еще в округе просто не хватает огнеборцев. По закону арендаторы лесных участков, у которых нет нужной лицензии, не обязаны тушить пожары (с 1 января 2012-го эта деятельность подлежит лицензированию. - Прим. авт.). Бойцов парашютно-десантной пожарной службы тоже недостаточно, хотя за последние годы их численность значительно выросла. Кроме того, во всех субъектах УрФО, кроме ХМАО и Курганской области, не обеспечивается расчетная кратность авиапатрулирования.

    - Существующая методика распределения субвенций не отражает территориальных особенностей регионов, имеющих значительную зону авиационной охраны лесов при низкой плотности населения, - продолжает Анна Ленская. - Для северных регионов наиболее существенные расходы приходятся именно на данную статью.

    Поскольку федеральных средств на охрану лесов выделяется явно недостаточно, региональные власти предлагают дополнительно проработать вопрос о внесении в Бюджетный кодекс изменений, разрешающих субъекту РФ использовать средства регионального бюджета на реализацию переданных федеральных полномочий. Иначе охранять скоро будет нечего.

    Общий объем доходов от использования лесов в 2012 году составил в УрФО 3,1 миллиарда рублей. Но убытки от незаконных рубок тоже огромны.

    Особенно остро проблема стоит в двух субъектах: Свердловской области, которая в минувшем году потеряла из-за черных лесорубов почти 90 миллионов рублей, и в ХМАО - 35,4 миллиона. В 2012 году общая сумма недоимки по округу увеличилась более чем на 113 миллионов рублей, то есть на 17 процентов (в целом по России она составляет 7,6 миллиарда, по УрФО - 770 миллионов. Руководитель департамента лесного хозяйства по УрФО Вячеслав Дробышев уверен: одной из причин, повлекших рост этих цифр, стало сокращение числа сотрудников лесной отрасли в 2005-2011 годах более чем на 10 тысяч человек.

    По данным свердловских властей, за два последних года зарплата лесничих выросла на 54 процента, и это должно помочь улучшить ситуацию с кадрами. Кроме того, чиновники надеются использовать космические технологии, чтобы как можно быстрей фиксировать незаконные рубки и начинающиеся пожары.

    Впрочем, как выяснилось, эффективно управлять лесами мешает и совершенно неожиданная причина: у властей нет точной информации о состоянии и запасах лесных ресурсов. По словам председателя правительства Свердловской области Дениса Паслера, лесоустройство проведено только на 18 процентах площадей, предстоит обследовать еще 12 миллионов гектаров. Кстати, с 2013 года в России должен заработать лесной реестр - единая информационная система, которая позволит вести точный учет лесного фонда. Но вот готовы ли регионы к ее запуску, еще вопрос.

    К сожалению, лесное законодательство не учитывает специфику регионов, что также мешает эффективно управлять лесами, уверен Вячеслав Дробышев. Особенно сильно это отражается на так называемых бореальных арктических лесах. А учитывая, что экосистемы Крайнего Севера очень уязвимы и восстанавливаются медленно, любой нанесенный им ущерб становится почти фатальным.

    Компетентно

    Виктор Масляков, руководитель Федерального агентства лесного хозяйства:

    - На Урале накоплен очень интересный опыт по недропользованию, организации аренды земель, работ по тушению лесных пожаров. Важно понимать, что нормы и правила, касающиеся управления лесами, будут становиться жестче. С 1 марта 2013 года в нашей стране начинает действовать еврорегламент, по которому конечную продукцию лесопереработки не пустят на европейский рынок, если процессы первичной заготовки не соответствуют стандартам. Кроме того, формируется новый стандарт противопожарного обустройства территорий, оснащения пожарных для борьбы с лесным огнем. Сейчас отечественные производители начали выпускать практически весь спектр необходимой для этого техники и оборудования.

    Кстати

    В 2012 году в УрФО заключено 16 560 договоров аренды лесных участков общей площадью 20,515 миллиона гектаров. Это 18,3 процента от общей площади лесного фонда УрФО. В ХМАО и ЯНАО лесных арендаторов интересует наличие углеводородного сырья, они занимаются разведкой и добычей полезных ископаемых. В Курганской и Свердловской областях главное направление - заготовка древесины. На Южном Урале наиболее развита рекреационная деятельность, а в Тюменской области - охотничьи угодья.

    Поделиться