13.02.2013 23:36
    Поделиться

    Белоруссия взяла курс на отказ от традиционных детских домов-интернатов

    Сегодня в Беларуси более 23 тысяч детей-сирот, из них только каждый шестой - биологический, то есть один-одинешенек на свете. Остальные - социальные, при живых родителях.

    У этих ребят есть еда, одежда и крыша над головой. Нет самого важного - того, что может дать только семья. И никакие подарки от частых гостей в детские дома и школы-интернаты не могут компенсировать эту потерю. Семь лет назад взят новый курс: каждый ребенок должен вновь обрести тепло домашнего очага. И если на госопеке тогда находилось 38,5 процента таких детей, то сегодня - 21,9 процента. А в перспективе задача ставится глобальная - отказаться от традиционных детских домов-интернатов вообще. Как же она решается?

    Чужих детей не бывает

    Эти слова стали девизом семьи Людмилы Головатой и Валерия Солуба. Судьба столкнула этих людей, когда обоим было под сорок. У каждого свой опыт за плечами - в прошлом семья и развод. Людмиле в первом браке так и не удалось завести детей. Валерий был лишен возможности видеть единственную дочь.

     
    Семь лет назад в Белоруссии был взят новый курс: каждый сирота должен вновь обрести семью. Фото: ИТАР-ТАСС
     

    А сегодня у них шестеро! Все - усыновленные. "Первенцем" стал Димка. Потом каждый год семья пополнялась: Ксюша, Дима, Аня, Ванечка, Настя. А в июле прошлого года Люда и Валера стали приемными родителями для 7-летнего Миши и годовалой Алины. Решили: поставим на ноги, пока не найдутся хорошие усыновители. Но за пару месяцев все так привязались к самой маленькой, что уже подготовили необходимые документы на удочерение...

    Кажется, этих людей не пугают никакие сложности. Ведь каждый из ребят имеет проблемы со здоровьем. У Анечки заболевание почек, Ванюша поначалу очень плохо говорил, Алине врачи ставили задержку психического развития, а Миша - ребенок-инвалид. У него проблемы с легкими и слабенькое сердце. Но через полгода пребывания в семье врачи сняли кардиологический диагноз. Малышка Алина окрепла и заговорила. Пошли на поправку дела и у других детей. Исцеление любовью!

    При поддержке государства Людмила и Валерий построили четырехкомнатную квартиру. Людмила оставила работу завуча в гимназии, полностью посвятив себя заботам о семье:

    - Каждый мой день расписан по минутам! Вожу мальчиков в спортивную секцию на дзюдо, готовлю, проверяю уроки. Конечно, муж во всех делах - мой первый помощник.

    Кстати, оба супруга выучились на психолога. Говорят, очень помогает в семье. Ведь только со стороны кажется: все у них идеально, словно на праздничной открытке. Но Людмила и Валерий не скрывают:

    - Как в любой семье, у нас периодически возникают проблемы. Мы просто решаем их вместе. В среднем нужно около года, чтобы ребенок привык к новому порядку, получил важные навыки, приспособился и занял свое место в семье. Процесс воспитания происходит ежеминутно.

    Они не делают из усыновления тайну. Зачем прятать свое счастье?

    Выбери меня

    В Национальный центр усыновления Министерства образования Беларуси приезжает много одиноких людей и семейных пар, чтобы взять ребенка, даже нескольких детей на усыновление. И государство сделало все, чтобы максимально упростить процедуру усыновления. Что для этого нужно?

    - Искреннее желание и всего два документа. Медицинская справка о состоянии здоровья и документ о занимаемой должности и доходах за год, который предшествует усыновлению, - описывает схему заместитель директора центра Ольга Дмитриева. - Всю остальную документацию - о наличии жилплощади, информацию о том, не лишался ли человек родительских прав, не был ли прежде судим и т.д. - собирает отдел образования по месту жительства будущих родителей. Дальше следует обязательная оценка жилищных условий кандидатов, а после - кропотливая работа психологов, которые выясняют нюансы взаимоотношений в семье, тестируют будущих родителей. И если все благополучно, люди получают акт об обследовании, с заключением - "к усыновлению нет препятствий". Весь пакет документов готовится не более месяца, никакой волокиты.

    Кстати, прошлым летом в силу вступило дополнение к статье 126 Кодекса о браке и семье, установившее максимальную разницу в возрасте между усыновителями и ребенком - не более 45 лет. Эксперты пришли к заключению: именно этот период является биологически оправданным. Большая разница может привести к конфликтам поколений, а кроме этого, есть риск вторичного сиротства.

    А дальше не менее важный вопрос: как найти "своего" ребенка? Родители могут обратиться в отдел образования и их познакомят с детьми из интернатных учреждений, расположенных на территории их района. А могут приехать в Национальный центр усыновления или его региональные представительства, где есть обширная база данных - фотографии и анкеты тысяч детишек. Кто-то делает выбор, только взглянув на фото, иные ищут 2-3 месяца. Определились - получают на руки направление на знакомство. Устраивают желанную встречу так, чтобы не вызвать у ребенка неоправданных ожиданий или других неприятных эмоций. И, как только обе стороны находят понимание, в течение 15 дней районный суд назначает рассмотрение заявления об усыновлении.

    Мама и трудовая книжка

    Существуют в Беларуси и другие формы устройства детей в семью. Прежде всего - опека. Вопреки расхожему мнению устанавливать ее могут не только родственники ребенка, но и соседи, друзья семьи.

    Приемная семья и детский дом семейного типа - две уже более современные формы семейного устройства. Они схожи по процедуре оформления, правам и обязанностям, которые несут родители. По словам Ольги Дмитриевой, отличие в том, что приемная семья берет до четырех детей на собственную жилплощадь, и родители получают статус приемных. А вот детский дом семейного типа предполагает выделение государственного жилья, в котором будут воспитываться от 5 до 10 ребят. Прежде проводится специальный конкурс для родителей-воспитателей. Здесь, как и в случае с приемной семьей, оформляются трудовые отношения - выплачивается заработная плата, делается запись в трудовую книжку, контролируется выполнение родительских обязательств. В приемной семье и детском доме семейного типа ребенок живет столько, сколько будет в этом нуждаться, пока его не вернут в биологическую семью, не усыновят, не возьмут под опеку.

    Особый подход

    В прошлом году 38 детей-сирот из Беларуси уехали жить за границу. Но подход к международному усыновлению в стране особый.

    - Основной принцип Гаагской конвенции по вопросам международного усыновления, которая была ратифицирована белорусской стороной, в том, что дети имеют право быть усыновленными гражданами других стран, если они не были устроены в семью по месту гражданства, - открывает официальный документ начальник отдела социально-педагогической, физкультурно-оздоровительной работы и охраны детства минобразования Галина Руденкова. - Как правило, зарубежные усыновители ищут ребенка в возрасте до 7 лет с корректируемыми дефектами здоровья. Но детишек дошкольного возраста хотят взять в семью - под опеку, усыновить - и граждане нашей страны. Потому нецелесообразно заключать договоры усыновления с другими государствами.

    Так сложилось, что соглашение об усыновлении существует только с Италией. И это результат многолетнего оздоровления белорусских детей-сирот в этой стране. Но прежде чем кандидаты получат право стать родителями белорусского ребенка, итальянские социальные службы долго их проверяют: собирают целое досье (в частности, сведения о социальном и психологическом статусе кандидатов, наличии необходимых жилищных условий, возможности надлежащим образом материально обеспечить ребенка и др.). Также обязательно проверяется, чисты ли они перед законом, не лишались ли прежде родительских прав, не признавались ли недееспособными или ограниченно дееспособными, не отстранялись ли от обязанностей опекуна или попечителя. Потом всю собранную информацию рассматривает суд, именуемый трибуналом. Его решение вместе с папкой прилагаемых документов передается через посольство Беларуси в Италии в Национальный центр усыновления. А там уж специалисты еще раз изучают все обстоятельства и дают окончательное заключение, возможно ли усыновление. Бывали случаи, когда на этой стадии приходилось говорить "нет".

    Досье "Союза"

    На начало 2013 года в Беларуси устроены в семью 25 467 детей-сирот, из них:

    взяты под опеку - 9888;

    в приемных семьях - 6807;

    в детских домах семейного типа - 1372;

    в детских деревнях - 535;

    усыновлены - 6865.

    Кстати

    В Беларуси 27 детских домов для детей-сирот, 10 школ-интернатов, 7 вспомогательных интернатов, 11 домов ребенка, 127 детских социальных приютов.

    Поделиться