15.02.2013 13:45
    Поделиться

    Берлинале показал фильм, возникший из небытия

    Под самый занавес Берлинале подарил нам еще одну поездку в прошлое кинематографа - фильм "Темная кровь".

    То есть экскурсий в минувшее кино здесь было довольно много: фестиваль предлагал интересные ретроспективные показы. Но эта оказалась самой сенсационной: фильм, который пришел из небытия, он, что называется, восстал из мертвых

    В начале 90-х американский режиссер датского происхождения Джордж Слейзер снимал фильм "Темная кровь" о странном парне-вдовце, живущем отшельником в пост-ядерной пустыне штата Юта и пленившем голливудскую пару Гарри и Баффи (Джонатан Прайс и Джуди Дэвис), которую случайно занесло в это гиблое место. Когда съемки в Юте были закончены, и группа перебралась в Лос-Анджелес, где предстояло доснять примерно четверть картины, главный герой фильма погиб: прекрасный актер, оскаровский номинант Ривер Феникс, уже кумир молодых зрителей, знаменитый по фильму Гаса ван Сэнта "Мой личный штат Айдахо", неожиданно умер от передозировки наркотиков у порога ночного клуба. Ему было 23 года.

    Это была катастрофа и для поклонников и для фильма. Слейзер испытал шок: у него на площадке погиб актер, почти сын, тот самый "вежливый мальчик, который умел уважать старших". У режиссера возникло желание вообще бросить кино. О том, чтобы заменить исполнителя и доснять картину, он даже не думал. Страховая компания возместила расходы и в обмен получила все материалы картины - почти законченный фильм безнадежно лег в архив.

    Спустя двадцать лет, восьмидесятилетний Слейзер все-таки решил картину завершить. Каким-то образом - судя по всему, не слишком легальным - извлек материалы из хранилища: "Если вы видите, что горит музей, вы не воруете картину, а ее спасаете!". Не стал ничего переснимать, просто заштопал прорехи в сюжете с помощью фотопроб тех лет и собственного закадрового комментария. Сделал это так артистично и умело, что новая странность только добавила фильму загадочности и своеобразной поэзии, характерной для американского кино 60-70-х годов.

    Герой Феникса так и обозначен - Boy, Парень. Он немного индеец, и его индейская жена погибла от лейкемии - последствий ядерных испытаний. Вся эта густая смесь метафор невольно рождает мысль о былых хозяевах этих мест, индейских племенах, которые оказались на родной земле изгоями.

    Парень выглядит немного свихнувшимся: занят тем, что собирает в своей хижине ритуальных индейских кукол, и это его легкое безумие кажется привлекательным Баффи, она проникается сочувствием к этому "падшему ангелу". Зато отношения Парня с Гарри выстраиваются напряженно: этот голливудский хлыщ для Парня воплощает все, что он ненавидит в мире белых. Но эту женщину он хочет.

    События развиваются напряженно, образовавшийся человеческий треугольник полон кипящих страстей, где простое вожделение изголодавшейся плоти смешалось с мотивами изнасилованной природы, и даже с идеологическими клише племен и народов, мир между которыми насильствен и чреват взрывами. Простой сюжет оказывается многослойным, в нем образуется эмоциональное поле высокого напряжения, попутно рождающее массу аллюзий. Это кино действительно пришло из других времен, когда конвейерные видеоэффекты еще не успели подменить собою кинематограф индивидуальный и рукотворный, и его творцы еще владели секретами динамичного, способного увлечь любого зрителя артхауса.

    Поделиться