"Многие препараты, имея одну и ту же формулу активного вещества, фармацевтически эквивалентные, имеющие ту же форму выпуска и дозировку, могут отличаться по цене в 60 раз. Это яркий показатель того, что конкуренции на рынке нет, то есть препараты не конкурируют", - считает Нижегородцев.
В минздраве, впрочем, больше озабочены качеством лекарств: слишком много претензий у врачей и пациентов к дешевым, но малоэффективным препаратам. Поэтому минздрав предложил ввести понятие "взаимозаменяемости", настаивая, чтобы при регистрации препарат-аналог проходил дополнительные испытания для подтверждения его терапевтической эквивалентности оригинальному лекарству. Сейчас, напомним, для регистрации дженерика достаточно доказать его химическое соответствие оригинальному препарату.
В ФАСе же считают, что подобное ужесточение требований ударит по неокрепшей российской фармпромышленности. "Требование проводить сравнительные исследования может стать непреодолимым барьером и по стоимости, и предъявляемым требованиям", - считает Нижегородцев.
Не поддерживают в ФАС и предлагаемые минпромторгом изменения в порядке госзакупок, которые существенно ограничивает права зарубежных фармкомпаний. "РГ" уже сообщала их суть: если на участие в торгах будет заявлено хотя бы два зарегистрированных лекарства отечественного производства, импортные аналоги, включая и исходные оригинальные препараты, допускаться к конкурсу не будут.
"Уже сейчас есть система преференций для российских производителей на торгах, которая, к сожалению, долгое время не работала, - поясняет Нижегородцев. - Российские препараты просто не заказывали, и производители не могли воспользоваться этой преференцией. Для применения подобных инструментов поддержки необходимо решить вопрос взаимозаменяемости". В то же время прямолинейные ограничения прав компаний, идущих на торги с зарегистрированными, то есть официально разрешенными к применению в России лекарствами, - это прямое нарушение закона о конкуренции. "Мы считаем, что такие вещи должны решаться через стимулы, соглашения, а не через запреты", - заключил чиновник.
Еще одно предложение ФАС - восстановить (если не выстроить заново) систему фармаконадзора, и делать это надо опять же в соответствии с международными стандартами.
Ограничение к госзакупкам импорта - не в интересах пациентов, настаивает директор Института экономики здравоохранения ВШЭ Лариса Попович. Предлагаемое решение - это, по сути, продолжение порочной практики пресловутого закона о госзакупках. По нему главным критерием отбора была цена лекарства. "Сейчас ситуация еще более усугубляется: лекарственный препарат, который должен оцениваться по эффективности, для участия в госзаказе будет оцениваться даже не по цене, а просто по маркировке, - объясняет эксперт. - Главный критерий - произведен ли он в России. Протекционизм в отношении отечественных фармпроизводителей нужен, никто не спорит. Но не такой "лобовой".
Врачей тоже беспокоит, что их пациентов придется принудительно переводить на российские дженерики, в качестве которых уверенности нет. "У нас есть негативный опыт, - говорит замдиректора ФНКЦ
детской гематологии, онкологии и иммунологии, профессор Алексей Масчан. - В качестве примера назову лишь один противоопухолевый препарат, который стали производить в России, вытеснив с рынка импортное оригинальное лекарство. На фоне длительного применения в больших дозах - мы видим большое количество осложнений, препарат хуже выводится из организма, чаще отмечаются побочные явления".
Самое тревожное, напоминает эксперт, что реальна угроза оставить некоторых пациентов вообще без лекарств. Дело в том, что у нас разрешено регистрировать дженерик заранее, еще до срока истечения патентной защиты оригинального препарата. Но реально продаваться эти лекарства не могут, пока патентная защита продолжает действовать. "Возникает коллизия: зарегистрированные российские дженерики есть, но на рынке их еще нет, а производитель оригинального препарата или зарубежного дженерика участвовать в торгах не может", - предупреждает глава Ассоциации зарубежных фармпроизводителей (AIPM) Владимир Шипков.
В последние годы многие государства идут по пути экономии бюджета в здравоохранении, вытесняя из программ лекарственного страхования дорогостоящие оригинальные препараты. Пациенту компенсируется некая сумма - ее хватает для полного покрытия стоимости более доступного дженерика, но если он захочет лечиться инновационным лекарством - придется доплачивать из собственного кармана. По такому пути идет, например, Германия. Даже в США, где традиционно сильны позиции инновационной терапии, все больше склоняются в сторону лечения дженериками. Но к качеству их производства во всем мире предъявляются столь же жесткие требования, что и к оригинальным лекарствам.
В нашей стране гарантирующие качество лекарств международные стандарты надлежащей производственной практики - стандарты GMP - должны быть внедрены с 1 января 2014 года. Именно к этому сроку минпром и "привязывает" новый порядок госзакупок. Чиновники уверены: наши производители уже через год научатся работать так, чтобы претензий к их продукции не было. Сами участники рынка настроены куда более скептически: программы модернизации, обучения персонала требуют не только больших затрат, но и времени. Государство, в свою очередь, тоже должно внести свою лепту - создать инспекторат, систему внешнего контроля. За год это сделать нереально.
Согласно Стратегии лекарственного обеспечения населения РФ до 2025 года производство отечественных лекарственных препаратов должно вырасти до 90% от объема рынка, показатель выявления фальсифицированных и недоброкачественных лекарств - до 70% от уровня 2012 года. Удовлетворение потребности льготных категорий в лекарствах за счет бюджетов регионов при модернизационном сценарии развития должен составить 80%, при оптимизационном сценарии - 37%.