Новости

15.02.2013 00:22
Рубрика: Культура

Пушкин близко, но далеко

В Псковской области прошел ХХ Всероссийский пушкинский театральный фестиваль
Больше двух десятков лет назад худрук Петербургского пушкинского театрального центра Владимир Рецептер задумал этот фестиваль - и вот уже 20 лет в феврале, под годовщину гибели поэта, Псков и Пушкиногорье становятся научно-лабораторным и творческим центром: афиша, как правило, включает не только драматические и кукольные спектакли, но и музыкальные постановки, концерты, "круглые столы" и встречи пушкинистов... Неохватность и неисчерпаемость пушкинского мира в такие дни особенно осязаема и зрима. Стихи, проза, публицистика, заметки, письма, мифы и реальные события из жизни поэта, опыты сценического освоения его текстов - все, кажется, осмысляется заново, обнаруживая новые смыслы и горизонты.

В этом году Владимир Рецептер в своей речи под названием "Цельность замысла, или Мои замечания о театре Пушкина" попытался "реконструировать" состояние российской сцены пушкинской поры, которое решительно не устраивало поэта и требовало преобразований. С одной стороны, малопригодные актеры. С другой - малообразованная публика. Пушкину же нужны были актеры, свободные от сценической фальши, и зрители, способные к глубокому размышлению и искреннему переживанию.

Что ж, недостижимая максима поэта таковой осталась и в нынешней театральной реальности. Пушкинские спектакли фестивальной программы красноречиво доказывали это, явно уступая в темпераменте и таланте лабораторным дебатам. Вот где были и живая, нетривиальная мысль, и истинная страсть, и фантазия, и юмор.

Сценическая практика проиграла вдохновенной теории. Отчасти из-за того, что основная фестивальная площадка - сцена Псковского областного драмтеатра - сейчас на реконструкции, спектакли большой формы негде разместить, пришлось ограничиться локальными сюжетами или работами учебного свойства. Впрочем, как раз студенческий "Евгений Онегин" петербургской академии театрального искусства (курс Семена Спивака, педагоги Валерий Галендеев и Дмитрий Кошмин) прозвучал любопытнее других. Изменив порядок глав романа, актеры играли их, будто примеряя на себя истории своих пушкинских ровесников: Ольги и Ленского, Татьяны и Онегина... Самые непростые зрители - подростки, до отказа набившие зал, - сидели с открытыми ртами и под занавес устроили овацию.

Отдельно обсуждали "Бориса Годунова", трагедию, которой Пушкин намеревался начать "преобразование русской сцены" и которую долго не решался представить публике. О приключениях сюжета, о его современных сценических трактовках замечательно говорил петербургский пушкиновед Сергей Фомичев. Рассуждая о смеховой природе этой "комедии о настоящей беде..." (другое название пушкинской пьесы), он заметил: "В народном сознании прекрасно совмещаются детоубийца и справедливый царь".

Двадцать уникальных пушкинских фестивалей, как сообщил и.о. ректора СПбГАТИ Александр Чепуров, прирастили нашей сценической пушкиниане более 160 спектаклей. Определить наконец, в чем специфика театра Пушкина, - задача грандиозного масштаба. Эти 20 лет чуть-чуть продвинули нас в этом долгом пути.

Культура Театр Драматический театр Филиалы РГ Северо-Запад СЗФО Псковская область