20.02.2013 23:10
    Поделиться

    В Москве показали театральную живопись Тани Стрельбицкой

    В совершенно уютной арбатской "Галерее А3" состоялся вернисаж живописи художника и режиссера Тани Стрельбицкой. В одном зале заснеженного зрителя греют "Друзья Романа Виктюка", в другом бросают в мелкую дрожь "Враги маркиза де Сада".

    Всего - 25 полотен, ошарашивающих дикой экспрессией. Кто-то в толпе ценителей живописи цинично бросил: "Да это фовизм какой-то!" Совершенно справедливо. Но не совсем. Экспрессия полотен Стрельбицкой порой, действительно, дика, но она отнюдь не похожа ни на Матисса, ни на Дерена, ни на других сторонников фовизма, который, как известно, прежде всего, характеризуется нарочитым упрощением формы и яркостью цветов. Стрельбицкая - прежде всего человек театра, и в этом смысле свою живопись она посвящает подчиняет ему и только ему.

    Интересна предыстория этой выставки. Вот что рассказывает сама Стрельбицкая: "Однажды ранним утром раздался телефонный звонок, и я услышала голос Р. Г. Виктюка. Он поведал мне о своём замысле спектакля "Маскарад маркиза де Сада", главная тема которого должна быть посвящена вечному конфликту Художника с Властью. Роман Григорьевич предложил мне написать портреты врагов маркиза де Сада, которые, по замыслу Виктюка, маркиз пишет в тюрьме в состоянии, близком к безумию: изобразив своих врагов, маркиз де Сад поместил их в театральную ложу и разыгрывал пьесу, придуманную им самим. Я тут же заразилась энергией Романа Григорьевича и погрузилась в исследование современных персонажей, окружающих Художника. Более трех месяцев работала над циклом "Враги маркиза де Сада"… Изучала лица политиков, чиновников, маньяков…"

    Как тут не вспомнить скульптурную композицию Михаила Шемякина "Дети - жертвы пороков взрослых". У Стрельбицкой одиннадцать человеческих пороков (почти как у Шемякина): наркомания, проституция, воровство, алкоголизм, невежество, равнодушие, лженаучность, насилие, беспамятство, нищета, война… Хочется поскорее забыть эти искореженные рожи, но никак не получается. Разве что - если в соседнем зале припасть к лицам "друзей" и ликам "ангелов".

    Еще раз дадим слово Стрельбицкой: "Так как я была мощно вовлечена в творчество Романа Виктюка, мне хотелось постичь те энергии, которые поддерживают Художника, в данном случае - гения Виктюка. Я погрузилась в судьбы Великих Творцов, которые являются своего рода духовной опорой творчества Романа Григорьевича. В одном из своих интервью Виктюк процитировал Ницше: "Творец - это акробат над пропастью". Эта цитата вполне может послужить эпиграфом судеб и Гарсия Лорки, и Оскара Уайльда, и Жана Жене, и Жана Кокто, и Глен Гульда, и Рудольфа Нуриева…"

    Портреты этих творцов исполнены всесокрушающей красоты и всепроникающего света. Даже лицо Нуриева, который, по словам Стрельбицкой, однажды услышал ноту вселенского одиночества…

    "Эту живопись можно увидеть только незамутненными сердцами, - заметил маэстро Виктюк, открывая вернисаж. - Есть эмоциональные частицы мира. Они все здесь. Те, кто видит сердцем".

    Поделиться