17.02.2013 23:20
    Поделиться

    Павел Басинский: Наталья Корниенко подарила нам Андрея Платонова

    Выйдете на улицу и спросите первого встречного: кто такая Наталья Васильевна Корниенко? Вряд ли дождетесь ответа. А назовите имя Ксении Собчак - отреагирует практически каждый. Такова цена славы. Грош - цена.

    Наталья Васильевна Корниенко отмечает юбилей. Лично я безмерно горжусь тем, что при встрече называю ее Наташей, хотя, разумеется, с уважительным "вы". Дело в том, что Наташа, Наталья Васильевна, на мой взгляд, не просто выдающийся, а великий человек. Почему - объясню позже.

    Начну издалека.

    Она родилась в сибирском селе, окончила пединститут в Новосибирске, затем аспирантуру Ленинградского пединститута им. А.И. Герцена, защитила кандидатскую диссертацию "Философские искания и особенности художественного метода Андрея Платонова". После защиты вернулась в Сибирь, где работала преподавателем. В 1982 году возглавила кафедру советской и зарубежной литературы Новосибирского педагогического института. В 1989 году поступила в докторантуру Института мировой литературы им. А.М. Горького в Москве. Защитила докторскую диссертацию "История текста и биография А.П. Платонова (1926-1946)". Сейчас возглавляет Отдел новейшей русской литературы и литературы русского зарубежья ИМЛИ. В 1997 году ей присвоено звание члена-корреспондента РАН.

    Но все это сухие факты. В подлинности Наталья Васильевна - это крупнейший филолог мирового масштаба. Их не так много и было, а тем более осталось. Ушли из жизни В.Н. Топоров и А.П. Чудаков, и обнажилась такая дыра, которую уже ничем не залатать. Слава Богу, живут и здравствуют С.Г. Бочаров и М.О. Чудакова. В Америке и Англии работают А.К. Жолковский и М.Н. Эпштейн. Я, разумеется, не всех назвал, но, поверьте, узок круг этих людей, очень прозрачен этот слой и рвется просто на глазах, ибо уходить сегодня в академическую филологию и лингвистику для молодого человека с талантом и амбициями - это уже героизм какой-то, это как в монастырь уйти. В монастыре-то с амбициями получше еще будет - глядишь, епископом, а то и Патриархом станешь.

    Наталья Васильевна Корниенко - крупнейший в мире исследователь русской советской литературы 20-30-х годов. Практически все жители нашей необъятной родины уже ничего не знают об этой эпохе. Я имею в виду культурной эпохе. По ТВ показывают ужасно пошлые сериалы, в которых Сталина переиграли уже, кажется, все известные актеры, включая эстрадных сатириков. (Мне Сталина-то не жалко. В конце концов, Гитлера лучше всех Чарли Чаплин сыграл.) Что мы знаем об этой эпохе из школы? Гражданская война, НЭП, индустриализация, коллективизация... Сейчас про репрессии знаем. А то, например, что в это время создавалась одна из самых мощных литератур мира - кто знает? Ну, назовут имена Платонова, Зощенко, Булгакова. А Федин? А Алексей Толстой? А Артем Весёлый? А Бахметьев? А Малышкин? А Тарасов-Родионов? А "Разгром" Фадеева? И это я только прозу беру. С поэзией - еще сложнее. И не менее сложно - с критикой 20-30-х годов, о которой вообще крайне банальное представление: душили и не пущали! Между тем именно этому грандиозному пласту советской культуры Наталья Васильевна недавно посвятила изумительную по емкости и точности научного аппарата книгу "Нэповская оттепель": Становление института советской литературной критики". Там и о советской поэзии (неизвестной сегодня, как бы подспудной) сказано немало. Там такие перлы цитируются, что дух захватывает. Да, это была варварская поэзия. Но любое культурное варварство всегда вырастает на прежнем, старом и мощном культурном древе.

    Но все это присказка. Самое главное: Наталья Васильевна вернула нам творчество и жизнь Андрея Платонова. Она не просто ведущий специалист, публикатор и комментатор его произведений. Благодаря ей восстановлены по черновикам и впервые увидели свет десятки текстов великого писателя ХХ века. Она очистила от цензурных искажений и редакторской правки все его главные вещи. Публикуемые Натальей Васильевной произведения писателя и их научное сопровождение - единственный путь к настоящему Платонову, которому можно смело доверять.

    В 2004 году под ее редакцией вышел первый том научного Собрания сочинений Платонова (М.: ИМЛИ РАН), сопровождаемый детальным комментарием, обстоятельными статьями. В 2009 году в ИМЛИ была запущена серия-спутник Собрания сочинений - "Архив Платонова". В первый выпуск вошли ранее не публиковавшиеся тексты, черновые редакции, наброски, письма.

    Двумя изданиями вышли откомментированные Н.В. Корниенко "Записные книжки" Платонова (М.: ИМЛИ; 2000, 2006). Это настолько захватывающе, как... даже не знаешь, с чем сравнить... как записки и рисунки Леонардо да Винчи.

    И наконец, в 2009-2011 гг. в издательстве "Время" при ее главном участии увидело свет восьмитомное Собрание сочинений Платонова - первое в России.

    Сейчас она готовит к публикации новый труд - "А.П. Платонов "Я прожил жизнь". Письма", первое систематизированное издание писем писателя.

    Она подарила нам Платонова. Вопрос: нужен ли он нам, как он нужен вечности? Когда-то для "платоновского" альманаха, который готовила Н.В. Корниенко, я написал грустную статью "Скрипач не нужен" (цитата из фильма "Кин-дза-дза"). Там были такие слова: "Когда-нибудь он (Платонов - П. Б.), конечно, будет современен. Когда-нибудь... в день Страшного суда. Когда станут бессмысленны материальные обиды, когда будет все равно, где застал тебя этот день, в "мерседесе" или "запорожце", когда креветка покажется не слаще черствой корочки... Когда и деньги будут не нужны".

    Думаю, я ошибался. Без Платонова была бы немыслима вся современная литература и вся культура - театр, музыка, живопись и т. д. Его влиянием пронизаны все поры нашей культурной жизни. Другое дело, что каждый берет из него свое. Но каждый берет из него что-то свое во многом именно благодаря удивительному человеку по имени Наталья Васильевна Корниенко.

    Поделиться