17.02.2013 23:10
    Поделиться

    В Сибири не развивается глубокая переработка древесины

    Почему в лесной Сибири не развивается глубокая переработка древесины
    Единственный в России проект по строительству целлюлозно-бумажного комбината в Красноярском крае никак не может сдвинуться с мертвой точки: руководство субъекта Федерации заняло в отношении него странную позицию, игнорируя и мнение профильного совета при федеральном правительстве, и решение суда.

    Ни шагу вперед без препятствий

    Почти девять месяцев Инвестиционный совет Красноярского края не принимал заявку ОАО "Ангара Пейпа" на утверждение измененной концепции проекта лесохимического комплекса (ЛХК) в Енисейском районе. В связи с возвратом агентством заявки, в апреле 2012 года прокуратурой Красноярского края даже проводилась проверка, выявившая нарушения законодательства в реализации инвестиционных проектов, связанных с освоением лесов, руководителю агентства внесено представление об устранении нарушений. Затем руководство предприятия вынуждено было обратиться в Арбитражный суд Красноярского края, который решением от 10 июля 2012 года обязал Агентство лесной отрасли Красноярского края устранить нарушения прав и законных интересов заявителя и направить обновленную концепцию на рассмотрение Инвестсовета края.

    Однако губернатор Лев Кузнецов в тот же день направил министру промышленности и торговли РФ Денису Мантурову письмо с просьбой исключить проект из перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов.

    Вскоре после этого - 18 июля 2012 года - вопрос о реализации проекта обсуждался уже на федеральном уровне, на первом заседании обновленного Совета по развитию лесного комплекса при правительстве РФ.

    А 8 сентября на саммите АТЭС во Владивостоке произошло знаменательное для предприятия событие: в присутствии президента РФ и премьер-министра Японии был подписан контракт между корпорацией "Марубени" и компанией "Ангара Пейпа" на проектирование и строительство под ключ современного лесохимического комплекса. И после этого, наконец, 13 сентября Инвестиционный совет Красноярского края под председательством заместителя губернатора Андрея Гнездилова рассмотрел изменения в проект "Ангара Пейпа".

    Напомни: согласно измененной концепции, проектная мощность предприятия составит 900 тысяч тонн хвойной беленой целлюлозы и 300 тысяч тонн растворимой целлюлозы из березы и осины (ее не было в первоначальном варианте) в год. Кроме этого, будет налажено производство пиломатериалов, клееных изделий, запланирован также выпуск 100 тысяч тонн пеллет - спрессованных топливных гранул из отходов лесопильного производства, 320 тысяч тонн мелованного картона - основного материала для производства упаковки, который сейчас в России не производится, а полностью импортируется (первоначальным проектом это тоже не предполагалось). Общее потребление древесины увеличено с 5 до 9,3 миллиона кубометров в год, объем инвестиций - с 30,75 до 109,67 миллиарда рублей, а планируемые налоговые отчисления вырастут с 7,7 до 54,8 миллиарда.

    Казалось бы, региональные власти должны быть заинтересованы в таком притоке инвестиций, тем более что планируется построить современное, высокотехнологичное предприятие, на котором будет создано 4498 рабочих мест (их число также выросло по сравнению с первоначальным вариантом почти на 300). Надо сказать, что измененная концепция была утверждена Инвестсоветом единогласно. Вот только практических шагов по поддержке проекта так и не последовало.

    Шведы не выдержали

    О том, как повели себя краевые власти после упомянутого Инвестсовета, нам рассказал Михаил Азанов, генеральный директор ОАО "Ангара Пейпа".

    Михаил Азанов: Пакет документов об утверждении измененной концепции был направлен Агентством лесной отрасли края в федеральные органы власти. И главным документом этого пакета был приказ руководителя агентства М. Малькевича, который фактически сводился к фразе: "Приказываю утвердить, но при условии, что..." Шедевр мысли воинствующей бюрократии - условный приказ. Такой пакет документов не прошел, да и не мог пройти согласование в Рослесхозе и вернулся обратно в Агентство лесной отрасли Красноярского края, где нам было предложено "начать заново весь процесс". И опять пошли судебные разбирательства.

    А как к злоключениям проекта отнеслись иностранные инвесторы?

    Михаил Азанов: Увы, шведская группа "Содра" не выдержала давления на проект. Она терпеливо относилась к подобным действиям красноярских чиновников еще с 2008 года, когда стартовала более чем двухлетняя эпопея с получением лесосырьевой базы для нужд проекта. Затем шведы философски восприняли посыпавшиеся со стороны тех же чиновников обвинения в задержке проекта на два с лишним года (пока они же не давали арендовать лесную базу) и угрозы лишить на этом основании проект статуса приоритетного. Они по достоинству оценили действия судей, которые летом 2012-го вынесли решение о незаконности действий красноярских властей по лишению проекта статуса приоритетного. Они вкладывали деньги в проект и терпеливо ждали пять лет. Но любое терпение не безгранично, и теперь вместо "Содры" в проекте планирует принять участие другая крупная шведская компания.

    Вы ведь не первый год вынуждены общаться с краевым Агентством лесной отрасли на языке судебных актов?

    Михаил Азанов: Суды с чиновниками продолжаются с переменным успехом для каждой из сторон, но мы надеемся на скорое их прекращение. Задержка одобрения измененной концепции проекта на региональном и федеральном уровнях создает нам определенные трудности, сложности в переговорах со всеми партнерами, но мы надеемся в ближайшее время решить и этот вопрос. В наших совместных с "Марубени" планах - начать работы на площадке комбината весной этого года. Строительство ЛХК остается привлекательным для инвесторов, ведь это единственный гринфилд-проект в РФ, полностью обоснованный в сырьевом, технологическом, экономическом, инфраструктурном, финансовом и организационном аспектах. Он позволит практически вдвое увеличить лесозаготовки в Красноярском крае. По расчетам "Марубени", стоимость проекта под ключ составляет 3,5 миллиарда долларов. Проект предусматривает создание инновационного, интегрированного производства, продукция которого требуется как для нужд российского оборонно-промышленного комплекса, так и для легкой промышленности.

    Несостоятельный проект

    Надо сказать, что на том же заседании Инвестсовета 13 сентября были рассмотрены и утверждены изменения в еще один приоритетный инвестиционный проект в области освоения лесов в Красноярском крае, начинавшийся практически одновременно с проектом "Ангара Пейпа", - строительство Богучанского ЛПК, который возводит ЗАО "Краслесинвест". Единственный акционер этого предприятия - Внешэкономбанк, и в совет директоров "Краслесинвеста" входят высокопоставленные менеджеры ВЭБа, в том числе А. Балло, И. Валитов и другие.

    Казалось бы, уже наличие такого акционера должно обеспечить проекту Богучанского ЛПК успех. Однако на деле все оказалось не так радужно, как планировалось изначально.

    О несостоятельности проекта, в том виде, в котором он был первоначально заявлен, еще в октябре прошлого года говорил заместитель генерального директора "Краслесинвеста" Александр Буевич.

    - Ошибки в оценке лесосеки породили недоверие к проекту в целом, что вызвало необходимость проверить весь проект независимым экспертом, желательно, мировым лидером отрасли, - сообщил он на страницах газеты "Красноярский рабочий". - По результатам конкурентных переговоров такой эксперт был определен - финская компания "Пеуру". По проведенному аудиту проекта компания сделала однозначный вывод: проект в том виде, в каком он подготовлен, не только непригоден к реализации, но даже его улучшение нецелесообразно ввиду многочисленности ошибок, допущенных при его разработке.

    То, что проект пересмотрен в том числе из-за неправильной оценки запасов древесины на участке, отданном "Краслесинвесту", на днях в кулуарах Красноярского экономического форума подтвердил депутат Госдумы РФ от Красноярского края Виктор Зубарев.

    - Целлюлозно-бумажный комбинат из него исключен. В лучшем случае говорят о передвижке на какие-то более поздние сроки. А без него все это не более чем лесопилка. В очередной раз так называемый "инвестор" сыграл в нечестную игру с нашим краем, - заявил также депутат регионального Законодательного собрания, глава красноярского Союза товаропроизводителей Валерий Сергиенко в интервью корреспонденту "ФедералПресс. Сибирь".

    Как сообщает это агентство, "Краслесинвест" получил для строительства ЦБК более 4 миллионов гектаров леса в аренду на 49 лет без аукциона, со скидкой 50% от минимальной цены. В районе планировавшегося предприятия за счет Инвестиционного фонда РФ был построен мост через Ангару стоимостью 5,3 миллиарда рублей. К площадке строительства строится железная дорога на бюджетные средства.

    - Богучанский проект на старте выглядел весьма привлекательно, но по мере его продвижения терялись многие позиции. Реализация пиломатериалов на рынке по тем ценам, которые заявлены в проекте этого комбината, нам представляется нереальной. Цены на пиломатериалы завышены процентов на 30, а на композиционные - процентов на 50. Может быть, через 8-10 лет цены и подтянутся к этому уровню, но на сегодня говорить об успешной реализации этой продукции не приходится. А учитывая заявленный объем инвестиций, об окупаемости не может идти и речи, - комментирует Евгений Тюрин, генеральный директор Центрального научно-исследовательского института бумаги (Москва). - И самое главное - в процессе проработки проекта потерялся основной, на наш взгляд, вид продукции - целлюлоза. Изначально по проекту планировалось производство 850 тысяч тонн. Сегодня в проекте эта технологическая цепочка отсутствует целиком. Поэтому нам видится сомнительной реализация этого проекта. На наш взгляд, более перспективный и реальный - проект "Ангары Пейпа", он единственный на сегодня представляет глубокую переработку древесины.

    Пуск не отменяется

    Тот факт, что измененная концепция проекта до сих пор официально не утверждена на краевом уровне, лишает компанию возможности проводить запланированные работы по созданию отсутствующей в арендованной лесной базе инфраструктуры, без которой невозможно реализовать проект. Примечательно, что при этом чиновники требуют, в том числе в судебном порядке, оплачивать аренду лесного ресурса, который в результате их же незаконных действий компания не может использовать.

    Тем не менее работа над проектом "Ангара Пейпа" не останавливается. Как сообщил заместитель генерального директора, отвечающий за проектную документацию и промплощадку, Леонид Стержнев, пока они идут в графике. Практически завершены предпроектные изыскания на основной производственной площадке, и на их основе специалистами "Марубени" выполнен вариант генплана основной площадки. Силами проектных институтов из Санкт-Петербурга выполнены предпроектные работы по созданию лесной и транспортной инфраструктуры проекта, в том числе моста через Енисей. Совместно с российскими и иностранными партнерами ведутся проектные работы по спецификации технологического оборудования и завершению подготовки финансового раздела EPC-контракта с "Марубени", согласуются сроки и условия поставки оборудования. Инжиниринговой компанией "Харрис Групп Интернешнл" завершается корректировка материалов по оценке воздействия проекта на окружающую среду, итоги в конце первого квартала 2013 года будут вынесены на общественные слушания.

    Завершить разработку финансового раздела ЕРС-контракта планируется до конца апреля 2013 года. В его разработке должны принять участие специалисты российских банков, в первую очередь Внешэкономбанка, а также Сбербанка и Газпромбанка. Новый пакет банковских документов, включая новую финансовую модель с учетом участия "Марубени", ОАО "Ангара Пейпа" планируется представить во Внешэкономбанк уже в текущем месяце. Аналогичный пакет документов будет представлен в РФПИ, Фонд развития Дальнего Востока, Сбербанк и Газпромбанк. На предприятии надеются, что поддержка одного из крупнейших в современной России промышленных проектов институтами развития и банками позволит продемонстрировать инвесторам, что в нашей стране происходят реальные сдвиги в сторону улучшения инвестиционного климата, а власти действительно заинтересованы в модернизации экономики.

    Поделиться