Сергей Катырин: Благотворительность придает бизнесу творческий импульс

Открылся прием заявок на соискание VIII Международной премии "Филантроп" за выдающиеся достижения инвалидов в области культуры и искусства. Сегодня председатель совета попечителей премии, президент Торгово-промышленной палаты РФ Сергей Катырин отвечает на вопросы "РБГ."

РБГ: Сергей Николаевич, насколько сегодня актуальна тема социальной ответственности бизнеса?

Сергей Катырин: Она среди предпринимателей приобретает все большее значение и становится показателем стабильного экономического развития как отдельного предприятия, так и страны в целом. Причем эта ответственность распространяется не только на сферу чисто социальную, включающую помощь малообеспеченным категориям населения, поддержку здравоохранения и так далее, но и на культуру. Многие компании пришли к пониманию, что, будучи благотворителями, причастными к культурному процессу, они могут получать определенный творческий импульс. И здесь можно говорить о "дивидендах" от благотворительности в культуре. Премия "Филантроп", являясь проектом одновременно социальным и культурным, объединяет в себе эти два аспекта.

РБГ: Благотворительность была развита в старой России. В настоящее время ее формы изменились?

Сергей Катырин: Сегодня благотворительность претерпела некоторые изменения: от простого спонсорства и меценатства она перешла к более сложным формам партнерских отношений. Компании стали выстраивать долгосрочные стратегии своего участия в социальной и культурной жизни и переходить к более эффективным формам взаимодействия. Одним из примеров такого четкого построения партнерских отношений является взаимодействие в рамках проекта, о котором мы говорим.

РБГ: Государственные льготы имеют значение для развития спонсорства и меценатства?

Сергей Катырин: Вопрос не только в льготах для спонсоров. В Америке они большие, в Европе не очень, в России - совсем символические. Конечно, они нужны, но есть и другие мотивы некоммерческих вложений бизнеса. Главными являются непрямые выгоды этого сотрудничества: имиджевый эффект и, как я говорил, творческий и духовный импульс. Участвуя в социальных и культурных проектах, компании получают возможность улучшить свой имидж внутри страны и за ее пределами, укрепить отношения с властью и партнерами по бизнесу. Кроме того, участие в гуманитарных проектах часто помогает избавиться от негативных ассоциаций, связанных с крупным бизнесом.

Премия "Филантроп", повторюсь, в этом отношении имеет дополнительные преимущества, ибо это поддержка не только культуры, но и людей, которые нуждаются в помощи и моральной поддержке. Простой практический пример: если какая-либо компания решает украсить свой офис произведениями современных художников, она не только дает своим сотрудникам и посетителям возможность видеть произведения искусства вне галерей и музеев, но и помогает самим художникам, у которых покупаются работы. В случае с художниками-инвалидами, каковыми являются лауреаты и соискатели премии "Филантроп", здесь опять-таки присутствует двойной аспект благотворительности. Плюс ко всему происходит воздействие на общественное сознание в плане равноправного отношения к этим людям.

РБГ:  "Филантроп" - не единственный проект, поддерживаемый ТПП РФ?

Сергей Катырин: Совершенно верно. Палатой создан благотворительный фонд "Центр помощи беспризорным детям", и у него разрабатывается своя программа поощрения меценатства. С федеральной властью согласуются совместные шаги, способные стимулировать помощь детям. ТПП РФ рассчитывает учредить различные премии, грамоты, дипломы и разработать систему поощрения меценатства. В эту систему очень хорошо вписывается и поддержка Международной премии "Филантроп", ведь наградной фонд здесь формируется целиком из благотворительных пожертвований. Кроме того, спонсорская помощь в данном проекте может выражаться во многих других формах - подарках лауреатам, аренде престижных залов, в торжественных обедах для участников и победителей, выступлениях ведущих артистов, социальной рекламе.

Поле для благотворительности очень обширно, и мы будем использовать возможности ТПП для привлечения партнеров. Конкурс проводится раз в два года, очередное вручение премии состоится в 2014 году, и я уверен, что российское бизнес-сообщество не останется в стороне и проявит самое активное участие в этом проекте.