18.02.2013 23:20
    Поделиться

    Валерий Митенев: Финны воспитывают детей на мелочах

    Недавно был в гостях у своего финского коллеги Хейкки Хаапаваара. Естественно, не обошлось без сауны, где Хейкки с гордостью показал деревянный ковшик: "Сын Йопи сделал".

    - Где мастерил? - спросил я у 12-летнего Йопи.

    - В школе. А сейчас долблю управляемый катер. К весне будет готов.

    В финской школе кроме столярного дела детей учат готовить, шить, делать украшения и другие полезные в доме вещи. Здесь считают: именно в процессе ручного труда ребенок учится точности, планированию, аккуратности и умению доводить все до конца. Финны вообще воспитывают детей на мелочах. Например, в школе перемены есть, а звонка нет. Так приучают к пунктуальности, чтобы ребенок сам следил за временем.

    Финны начали школьную реформу сорок лет назад. Было решено отказаться от спецшкол и всех детей с 7 лет учить в 9-летней основной школе по облегченной, но приближенной к жизни программе. Акцент - на гуманитарные предметы. После 9-го класса почти половина еще три года учится в гимназии или лицее. А остальные идут в ПТУ. Программы и там, и там усложненные.

    Я полистал учебник по математике для 6-го класса. Условия, на первый взгляд, простенькие: надо посчитать расход электричества за месяц, длину пути от дома до школы, проанализировать статистические данные... Короче, все задачи на внимание. 91 процент школьников легко справляются с такими тестами. И по грамотности чтения финские школьники впереди всех. Почему? Их учат не только анализировать литературные отрывки, но и работать с текстами делового стиля: инструкциями, объявлениями, рекламой, расписанием авиарейсов, анкетами для приема на работу и т.п. При поиске ответов дети прочесывают Интернет и справочную литературу. То есть читают много. А это то самое, на чем строятся все тесты международного рейтинга PISA.

    Английский язык дети учат с 3-го класса по два часа в неделю. И по его знанию финские дети занимают четвертое место в Европе, а с четвертого класса выбирают второй иностранный язык. Йопи выбрал русский.

    Своими успехами финская школа обязана, конечно, учителям. Финский педагог - это профессионал, который при поступлении в университет выдержал конкурс из 12 человек и который отобран на работу из 10 процентов бакалавров, имеющий степень магистра. Работа учителя хорошо оплачивается. Оклад в начальной школе (с 1 по 7 класс) 120 тысяч рублей. У "предметников" с 7 по 9-й классы - свыше160 тысяч рублей. Классному руководителю и тому, кто ведет школьные кружки, - надбавка в размере примерно месячного оклада. В финской школе существует еще и так называемая группа поддержки. Это психолог, социальный работник и медсестра. По их числу финны лидируют в Европе.

    Финский учитель - личность свободная. Ему дан полный карт-бланш: он может сам выбирать учебники, составлять методику. Он освобожден от отчетов, его не аттестуют. Качество работы учителей проверяет муниципалитет, да и то выборочно. Основная задача учителя - довести всех учеников до финиша, то есть до окончания 9-го класса. Желательно с одинаковым уровнем знаний. Это непросто, поскольку каждый пятый финский школьник испытывает трудности в учебе. Задача - заниматься с такими детьми дополнительно по 2-3 часа в неделю по индивидуальной программе. Но это делает специальный педагог. Чтобы подтянуть отстающих, практикуются и занятия по группам: это когда учитель разбивает класс по 3-5 человек и в каждой группе обязательно больше сильных учеников и меньше слабых. Занятие напоминает телепередачу "Что? Где? Когда?". Такая работа дает неплохой результат. Во всяком случае, по данным Организации экономического сотрудничества и развития (OECD), именно в финской школе разница между сильными и слабыми учениками самая маленькая в мире.

    У финского педагога нет классного журнала. Вся информация о детях - в компьютере. Там же тема урока, результаты тестов. Там же электронная почта, предназначенная родителям.

    - Три раза в год родители получают от учителя по Интернету подробный отчет об учебе ребенка, - поясняет мама Йопи Анна-Стина. - Кроме оценок, учитель рассказывает о поведении ребенка, его активности на уроках, об отношении к школьному имуществу и к сверстникам.

    По Интернету родители объясняют учителю причины отсутствия ребенка в школе. Медицинской справки учитель никогда не требует. Два раза в год классный руководитель лично беседует с каждой семьей отдельно. Это "родительские четверги". Показательно, что учитель ребенка никогда не ругает. Он даже не имеет права назвать его лентяем.

    Школа Йопи работает по госпрограмме борьбы против хулиганства в школе. Согласно исследованиям в 8 и 9-х классах, 10 процентов мальчиков и 6 процентов девочек становятся жертвами насмешек и издевательств со стороны сверстников. Причина - полнота, плохое зрение или необщительность. Но средств для борьбы с нарушителями дисциплины у учителя мало. Оставить шалуна после уроков - это все, что он может. Да и то с разрешения родителей. Практически любое другое решение учителя родители могут обжаловать в суде.

    Поделиться