Бизнесмены хотят получить инструменты "цивилизованного лоббизма"

Предприниматели выработают рекомендации для закона о лоббизме. Об этом сообщили участники "круглого стола" "Взаимодействие бизнеса и государства - новые возможности для сотрудничества и цивилизованный лоббизм".

"Мы стали активнее обсуждать эту тему, потому что реальный сектор экономики окончательно оформился только сейчас. Еще десять лет назад мало кого интересовали условия среды, в которой работает бизнес, всех интересовали активы, - пояснил директор по взаимодействию с органами власти и стратегическим коммуникациям компании "Комплексные энергетические системы" Марат Баширов. - Мы не хотим влиять на управление страной, мы хотим самостоятельно формировать правила ведения бизнеса. Для этого требуется пакет законов прямого действия, которые бы способствовали продвижению частных интересов и давали равный подход к возможности продвигать свои интересы всем субъектам бизнеса и крупным, и средним и мелким компаниям".

По наблюдениям предпринимателей, коррупционные схемы продвижения своих интересов вредят имиджу бизнеса. "Эти схемы работают локально и не вызывают повышения стоимости компонентов. А ключевая задача всех крупных компаний - повышение стоимости компонентов. Сегодня, к сожалению, достоверный прогноз доходов и расходов компании можно составить только на 2-3 года вперед. В такой ситуации достаточно сложно привлекать долгосрочное заемное финансирование", - добавил Марат Баширов.

По словам директора департамента развития предпринимательской деятельности Евразийской экономической комиссии Рустама Акбердина, для того чтобы у бизнеса была возможность отстаивать свои интересы, в комиссии создано 16 консультативных комитетов. Их задача - своевременно информировать бизнес о нормативно-правовых актах, которые будут в ближайшее время приняты. Кроме того, консультативный комитет по предпринимательству взаимодействует с экспертными группами, которые вырабатывают замечания по нормативно-правовым актам. Однако доля представителей бизнеса в комитетах составляет всего 11,9%. Это означает, что в консультативных комитетах присутствуют только наднациональные чиновники и чиновники секторов, а бизнес практически не участвует в решении своих проблем. "На наднациональном уровне еще не сложился механизм лоббирования. Все важные вопросы решают чиновники, а предприниматели в обсуждении не участвуют, хотя зачастую появляются правовые акты, которые требуют их внимания и контроля", - добавил Рустам Акбердин.

Предприниматели убеждены, что закон о лоббизме позволил бы им иметь доступ к нормотворчеству. Сейчас они почти лишены такой возможности, что приводит к серьезным убыткам. "Серьезная проблема, сдерживающая производственное развитие, - архаичная нормативная база. Яркий пример - закон о промышленной безопасности, который регламентирует проведение предприятиями всех ремонтных и строительных работ. Кроме того, возникают трудности с сертификацией импортного оборудования, так как оно может не соответствовать нормативным актам. В результате его адаптации сильно вырастает стоимость эксплуатации и гарантии, - рассказал вице-президент по GR компании "Русский алюминий" Олег Вайтман, - аналогичная ситуация складывается и в энергетике, где есть две зоны ценообразования. Я за широкий прозрачный доступ бизнеса к обсуждению нормативных актов. Это создаст определенную конкуренцию. Чем больше людей будет вовлечено в этот процесс, тем будет лучше. Мы должны учитывать оптимальную конфигурацию всех интересов".

Предприниматели убеждены, что закон о лоббизме позволил бы им иметь доступ к нормотворчеству

По мнению заместителя председателя правления регионального отраслевого объединения работодателей "Союз Строителей" Юрия Козлова, бизнесу нужно использовать те инструменты цивилизованного лоббизма, которые уже существуют. "В России существует закон о социальном партнерстве, но пока он действует неэффективно. Инструмент, который может защитить интересы предпринимателей в социальной сфере, работает наоборот. Наша задача - увеличить представительность объединений работодателей и донести до предпринимателей, в чем их сила, - объяснил Юрий Козлов. - Помимо этого нужно, чтобы наше законодательство соответствовало международному. К примеру, применять международные стандарты финансовой отчетности".

Эксперты согласны с тем, что крупные промышленные компании имеют некоторые возможности лоббировать свои интересы. Гораздо хуже обстоят дела у среднего и малого бизнеса. Защитить интересы этого сектора призваны бизнес-объединения и ассоциации, такие как "ОПОРА России" и "Деловая Россия", но и их возможности ограничены. "Спасти каждого отдельного предпринимателя от прессинга силовиков крайне трудно, - отметил председатель комитета по бытовому обслуживанию московского городского отделения "ОПОРЫ России" Дмитрий Несветов. - Между тем именно малый бизнес мог бы ускорить рост экономики. В США 50 процентов ВВП формируются малым бизнесом, в Северной Европе - около 70, в России, по самым оптимистичным оценкам, - 12 процентов. При этом на 50 процентов экономика страны контролируется государством. Это один из важнейших макроэкономических перекосов".

"Закон о лоббизме помог бы бизнесу решить долгосрочные задачи, - считает заместитель председателя правления компании "СИБУР" Кирилл Шамалов. - Зачастую чиновники не обладают достаточной информацией о бизнесе, поэтому предпринимателям нужно учиться аргументированно отстаивать свою позицию. Но, создавая закон, важно понимать, как он будет работать. В первую очередь в нем должны быть механизмы, которые вовлекают предпринимателей в принятие решений".