Уже педагоги опасаются сказать ученицам ласковое слово. Уже смышленые детки сообразили, что могут держать учителей в ежовых рукавицах: ты мне двойку - я тебе обвинение в домогательстве. Уже сообщают о том, что на Урале число случаев злостной педофилии увеличилось на... 2 800 процентов. Уже подозревают в чем-нибудь нехорошем папу, который слишком любит свою дочь. Уже пострадал известный консерваторский профессор: студентка решила отомстить за плохую оценку. Страна на грани истерии.
Так что датский фильм "Охота" в этой ситуации подоспел как раз вовремя. Его надо бы показывать по главным программам телевидения - для отрезвления общества и в назидание педофилофобам.
Эту до отказа раскаленную картину снял Томас Винтерберг, один из основателей и самый талантливый представитель датской "Догмы" - он был автором первого и лучшего ее фильма "Торжество".
Впрочем, он быстро отошел от ее вымученной эстетики, стал делать нормальное мускулистое кино. "Охота" заставляет зрителей сжимать кулаки от бессилия, от невозможности включиться в схватку, развернувшуюся на экране.
Картина родилась из документов, которые еще в 1999 году дал режиссеру для прочтения некий детский психолог. Режиссер их отложил и прочитать смог только десять лет спустя. И понял, что об этом нельзя не рассказать в кино. В бумагах шла речь о буйстве детских фантазий, которые в наш век всеобщей паранойи способны серьезно поломать человеческие судьбы. Да, "Охота" касается актуальной проблемы педофилии и болезненной подозрительности общества ко всему, что с ней может быть связано.
Фильм начинается безмятежными зарисовками жизни провинциального датского городка, где все друг друга знают, дружат, вместе купаются, играют в карты, пьют пиво и охотятся на оленей. Главный герой Лукас, которого играет Мадс Миккельсен, пытается прийти в себя после скандального развода с женой, а пока он, педагог по образованию, работает воспитателем в детском саду. Дети его любят, особенно Клара, крошечная дочка его ближайшего друга Тео: чтобы лишний раз увидеть своего кумира, приходит погулять с его собакой, или сообщает, что заблудилась, и просит проводить ее домой. Особое внимание, которое оказывает ему девочка, начинает заботить ее воспитателя, он мягко напоминает ей о разнице между ними.
И все - сердце разбито. Крошка начинает вынашивать планы страшной мести. И однажды хвастается перед подружками своей любовью, пустив в ход первые наивные эротические фантазии, почерпнутые из ноутбука брата. Фантазии дошли до директрисы - и закрутилось. Городок преображается, начинается травля "педофила": взрослые убеждены, что дети не могут врать. Коллективная истерия легко, как пламя промасленную ветошь, охватывает людское сообщество, делая его озверевшей сворой.
Напряжение нарастает постепенно, шаг за шагом, каждый день приводит к новым необратимым изменениям в отношениях людей, и вот уже только что любивший Лукаса городок превращается в ад: дружба мгновенно обращается в ненависть, от приветливых улыбок до камня в висок - один шаг. Начавшийся мирно, фильм становится почти невыносимым, публика в зале от напряжения тихо подвывает. Игра актеров невероятна, до полной гибели всерьез, все работают с полной выкладкой, Мадс Миккельсен получил за эту работу актерскую премию в Канне, исполнитель роли его сына-подростка Лассе Фогельштром поражает недетским мастерством и самоотдачей.
В сущности, это своего рода психологический ужастик - тем более страшный, что вместо героя фильма жертвой невинной детской "мести" может оказаться любой - уже в жизни.