Производители и импортеры сами будут утилизировать свою продукцию

Госдума планирует в феврале рассмотреть во втором чтении поправки в Закон "Об отходах производства и потребления". Поправки были внесены Министерством природных ресурсов и экологии РФ еще в середине прошлого года.

Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" предусматривает обязанность производителей, импортеров товаров, утративших свои потребительские свойства, в том числе упаковки, обеспечивать их утилизацию в соответствии с нормативами, которые будут установлены правительством. То есть производители и импортеры должны взять на себя утилизацию своей продукции. Другим способом исполнения обязательств могут быть отчисления средств в специальный фонд. Фонд будет внебюджетным, а управлять его средствами будет государство. Размер взноса и порядок расходования собранных средств позднее определит правительство.

Кроме того, для каждого из видов продукции будут установлены нормативы по утилизации. В законе также появятся требования к компаниям-операторам по утилизации. Им будет необходимо ежегодно отчитываться в своей деятельности, малым и средним компаниям придется отчитываться раз в три года. Если поправки будут приняты, то с июля 2014 года компаниям, занимающимся переработкой отходов, необходимо будет вступать в отраслевые саморегулируемые организации (СРО).

Предприниматели оценили предлагаемые поправки как более "лояльные" к бизнесу. По словам исполнительного директора "Русбренд" Алексея Поповичева, в поправках были частично учтены рекомендации, которые составляли отраслевые ассоциации.

"Сейчас проект поправок существенно изменился. И мы признательны за то, что у производителей товаров будет возможность выбора: утилизировать отходы от своей продукции самостоятельно или платить взнос в фонд. Это расширяет ответственность производителя. Такой же принцип успешно работает в Европе, - отметил Алексей Поповичев. - Возможность самостоятельно заниматься утилизацией способствует внедрению новых технологий в производство упаковки, к примеру, технологии облегченной упаковки, а также позволит производителям экономить средства. Принцип расширенной ответственности производителя будет стимулировать развитие рынка переработки отходов".

Эксперты отметили, что обременительным закон будет в любом случае - это дополнительное обязательство для бизнеса. "Не стоит забывать, что во многих сегментах рынка (особенно, потребительского, FMCG) доминируют транснациональные компании, которые в Европе несут эти обязательства, - отметил вице-президент по развитию и общественным связям Национального Тарного Союза Петр Бобровский. - Важный плюс законопроекта - в нем поправлена формулировка о том, кто именно будет плательщиком - производитель товара, в том числе упакованного товара (то есть тот, кто выпускает шампунь, а не флакон). Прошлая версия допускала двойной платеж за одно и то же".

"Требования к операторам утилизации довольно высокие - малому и части среднего бизнеса будет нелегко их выполнить. Возможно, стоит предусмотреть льготы для них", - добавил Петр Бобровский.

На недостатки законопроекта обратил внимание руководитель юридического отдела АГК "МЭФ-Аудит" Иван Чемичев: "Это уже не первый прецедент введения обязательных платежей, помимо внесения изменений в налоговое законодательство. Предприниматели сомневаются в эффективности работы "утилизационного" фонда. А организация собственной службы утилизации также может потребовать значительных вложений от производителей. Кроме того, введение взносов на утилизацию может иметь последствия как в виде повышения розничных цен, так и снижения объемов производства".

"Одна из проблем сферы обращения с отходами - отсутствие в федеральном законодательстве обязанностей хозяйствующих субъектов и граждан заключать договоры на сбор, вывоз, захоронение отходов, - отметила президент Ассоциации Рециклинга отходов Елена Ильина. - Это позволяет недобросовестным предпринимателям уклоняться от оплаты за вывоз и захоронение образуемых ими отходов и производить несанкционированное складирование отходов. Это условие не нашло своего отражения, хотя без него совершенствование сферы обращения с отходами неосуществимо".

Кроме того, необходимость вступления в СРО тоже может вызвать проблемы для уборочных компаний. "СРО утверждает стандарты и правила, регламентирующие определение предмета деятельности операторов по обращению с отходами, условия ее осуществления. Этот подход позволяет сократить вмешательство государства в части регулирования деятельности участников рынка. Но в то же время в различных СРО стандарты и правила могут существенно отличаться. Следовательно, чем более жесткие правила СРО по обращению с отходами и более высокие требования к качеству и своевременности оказания услуг, тем менее они заинтересовывают участников рынка, так как при соблюдении этих требований уровень прибыли всегда ниже. Чтобы не допустить дисбаланса, необходимо было бы установить основные единые правила и стандарты на территории РФ и определить перечень тех правил, которые устанавливаются на уровне СРО", - добавила Елена Ильина.

По оценкам экспертов, рынок переработки отходов крайне непрозрачен. Он составляет от 2 до 10 млрд долл. в год. "Сбор отходов чаще всего невозможно подсчитать, потому что легальных пунктов сбора очень мало, а оборот нелегальных сборщиков трудно оценивать, - отметил Петр Бобровский. - Перспективы рынка в случае принятия закона в нынешней версии очень хорошие. С появлением необходимой нормативной базы рынок станет привлекательным для инвестиций".