19.02.2013 21:40
    Поделиться

    Минобразования намерено победить интеллектуальное воровство за три года

    Программа "Антиплагиат", которая занимается поиском заимствований в документах, должна быть в каждом ВУЗе. А вообще в течение трех лет министерство образования намерено победить интеллектуальное воровство.

    В понедельник премьер-министр Дмитрий Медведев дал правительству поручение решить проблему плагиата. И  уже на следующий день Открытое правительство собрало рабочую группу, которая устроила очень жаркую дискуссию по теме.

    Заместитель директора департамента государственной научно-технической инновационной политики Минобразования Сергей Матвеев предложил уже разработанную трехлетнюю программу. В ней предусмотрены развитие электронных библиотек, в которых будут храниться все диссертации и дипломные работы. Кроме того, планируется внедрение информационных систем типа "антиплагиат", которые будут автоматически заниматься поиском заимствований. Еще одним нововведением должно стать развитие экспертизы правомочности заимствований.

    "Падали 20 лет, - напомнил Матвеев. - Подниматься, если форсированными темпами, придется 3-5 лет".

    Авторефераты, по его словам, исчезнут - будет достаточно простого библиографического описания реферата. "Будем идти по пути, когда работы попадают в электронные библиотечные системы и доступны только на основании решений правообладателя, - рассказал чиновник. - Но, учитывая, что вся ситуация в образовании меняется, мы готовимся к тому, что будет введен дополнительный комплекс мер по модернизации научной системы. Предусмотрено разделение - кандидатская или докторская не будут иметь эффект с точки зрения заработка". По мнению Матвеева, при этом условии диссертации будет "можно спокойно рассмотреть как публично защищаемые научные работы".

    Чиновник оставил за скобками тот факт, что отмена надбавок за ученую степень вряд ли серьезно скажется на количестве плагиата. "Простое выкладывание в сеть всех диссертаций и дипломов не даст эффекта, - убежден Матвеев.  - Это слишком простой путь. Надо идти более сложным".

    С ним категорически не согласился завкафедрой новых медиа и теории коммуникации факультета журналистики МГУ Иван Засурский. Он рассказал о недавнем исследовании, которое показало, что 69 % студентов при подготовке своих работ занимаются интеллектуальным воровством. И предложил немедленно - в течение этого семестра выложить все новые кандидатские и докторские.

    "Есть трагическое непонимание смысла проекта, который делается по личному поручению Медведева и является продолжением его инициативы с ВАКом, - заявил Засурский. - Дискуссия о том, работает ли плагиат как антисистема не имеет значения. Когда работы выкладываются публично, ответственность публичная становится персональной и не ограничена во времени. В чем проблема с фальсификацией науцки? В том, что мы своими руками формируем культуру коррупции, манипуляций с отчетностью. Студенты уверены в безнаказанности и все время воруют. Как можно проявлять терпимость? Критически важно принять немедленные действия, чтобы опубликовать все дипломы. И переформулировать - какие средства можно использовать, чтобы в этом семестре выложить все дипломы целиком. А библиотеки могли бы собрать архив (в единую базу - "РГ") просто через агрегацию".

    "Придумайте, как сделать, чтобы опубликовать всех, - убеждал экспертов Засурский. - Не нужно бояться. Прежде чем сможем поставить диагноз, мы должны всех вывести на чистую воду. Вы жалеете людей. Их нельзя жалеть, мы плодим подонков".

    - Давайте поменяемся местами. Садитесь и примите эти меры по отношению к людям, - предложил Матвеев. Но Засурский пересаживаться не стал:

    - Мне кажется, это ваша функция, не моя.

    Каким будет чистый выход инициативы пока предсказать сложно. Но эксперты почему-то обошли в дискуссиях несколько очень важных моментов. Сегодня в России нет юридически точного определения плагиата, и нет параметров, по которым работу можно квалифицировать как ворованную - нигде не прописано количество заимствований и, что важнее, их качество. Тексты могут не совпадать, но смысл при этом может быть идентичным. Эксперты намерены отдать право решения внутривузовским экспертизам. А значит, к добавленной стоимости ворованной диссертации просто добавится "налог на эксперта". Кроме того, сегодня опротестовать диссертацию можно в течение трех лет. Эксперты рассуждали о "дамокловом мече", который всю жизнь будет висеть над плагиатчиком, но ни словом не обмолвились об увеличении срока давности - очевидно, имели в виду муки совести.

    Еще один момент, оставшийся без внимания - переписывание иностранных исследований. Электронная библиотечная система будет агрегировать русскоязычные работы, а значит, ни антиплагиат, ни ЭБС не обнаружат переводного заимствования.

    И за разговорами о борьбе с плагиатом как-то совсем забылась еще одна важнейшая диссертационная проблема - научная ценность работы. Один из персонажей Стругацких, занимавший высокий административный пост, в юности триумфально защитил диссертацию по теме "Профсоюзная организация мыловаренного завода имени товарища Семенова в период 1934 - 1941 годы". Многие научные работы, защищаемые сегодня, имеют не намного большую научную ценность. Но это остается вне сферы внимания экспертов. Потому что это - не плагиат. Это - наука.

    Поделиться