"Отдельные категории" - семьи высших должностных лиц - федеральные министры, члены СФ, депутаты ГД, а также депутаты местных ЗС. Тот же запрет относится к руководителям госкорпораций.
Как будет осуществляться "проверка целомудрия"? Видимо, прежде всего - на основании "заявлений истцов - они же ответчики". То есть деклараций об имуществе, которые ежегодно подают сами на себя чиновники и депутаты. Не указал вкладов в западные банки или ценных бумаг - чист перед Родиной. Следственный комитет или ФСБ, или иные органы могут проводить проверку деклараций. Если выясняется, что закон о вкладах-ценных бумагах нарушен, то чиновника увольняют, а полномочия депутата досрочно прекращаются "в связи с утратой доверия". Сейчас за "пробелы в декларациях" депутатам просто "выносится порицание". На закрытие вкладов, продажу ценных бумаг и т.д. отводится три месяца со дня принятия закона.
Закон не распространяется на владение недвижимостью - тут запрета не было и нет, но в декларации об имуществе надо указать.
Весь этот закон - практическая реализация идей, высказанных Путиным в его Послании Федеральному Собранию 12 декабря 2012. Понятно, что острота проблемы резко увеличилась в связи с принятием "закона Магнитского" и ухудшением отношений с США.
Мотивация закона ясна. Исходя из вульгарно-экономического детерминизма "барахло определяет сознание" можно предположить, что если у чиновника ценности находятся "за границей", то при решении вопросов, например, связанных с "родиной вклада", у чиновника может "сердце рваться пополам" между "двумя патриотизмами". Ну, а нет собственности "за гранью" - нет и конфликта интересов.
Конечно, закон можно обойти. Да, вклад в десять тысяч долларов проще всего и правда закрыть (да едва ли стоило и открывать на Западе!). А вот "серьезное" (т.е. от десяти миллионов долларов и выше) имущество вообще редко "тупо записывается" прямо на свое (жены, детей) имя. Тут надо не владеть, а постоянно управлять: продавать одни акции или бумаги, покупать другие. Это - не "хранение", а живой бизнес. Для этого существует доверительное управление, трасты и т.д. А имущество, переданное в траст вполне законно (или почти законно - и пусть дальше спорят юристы), можно не указывать в декларации "личного имущества". Наверняка по-настоящему богатые люди имеют и другие способы "легального сокрытия", не говоря уж о том, что многие банки (и не только "швейцарские гномы") открывают анонимные, номерные счета, предоставляют ячейки для хранения ценностей и т.д. Да и закон о банковской тайне никто же не отменял. Наконец, помимо детей несовершеннолетних есть совершеннолетние, есть родители, иные родственники, которым уж точно никто не имеет права (на каком основании?) запрещать иметь где угодно любую собственность. В общем - кто захочет, тот спрячет.
Но хотя закон можно обойти, это не значит, что он не нужен - по такой логике надо отменить вообще законы, т.к. кто-то их всегда и везде обходит ... Закон, так или иначе, может поспособствовать отделению чиновников и депутатов от бизнеса. Не знаю, во многих ли странах существуют подобные законы. Но понятно, что в России ситуация особая в двух смыслах.
Во-первых, в США (или еще где-то) законы, аналогичные "Магнитскому", принимают далеко не против всех стран. Я далек от оборонного сознания и теорий заговора ("ЦРУ шантажирует тайной вклада и требует взамен "выдать тайну Родины"). Но раз конфликт существует, то лучше не сдавать психологических козырей "партнеру". Правда, с другой стороны, сам этот закон ставит нарушающего его чиновника в особо уязвимое положение и как раз открывает лазейку для того, чтобы его реально шантажировать! Но, "с третьей стороны", опять же - идеальных законов не бывает ...
Во-вторых, в нашем общественном мнении существует представление о чиновниках (включая высших) как о каких-то "живых оффшорах", которые душой и телом на Западе, "сюда" летают "деньги заколачивать" - и на уик-энд назад, "к себе, в Лондон". "Западный шабашник".
Этот миф обозначают "саркастическими и ревнивыми намеками", никаких имен никогда не называют. Причем "намекает" не только оппозиция, но почти все СМИ, включая даже ТВ. Что ж - миф удобный, эксплуатирует разом два архетипа сознания: классовую ненависть к чиновникам и фобии "оборонного сознания".
Разумеется, это - чушь. Да, российский чиновник Родину волен любить или нет, но отношение к "своему" государству другое - вот тут-то "патриотизм с интересом". Во-первых, у практически любого богатого чиновника (да и бизнесмена) собственности в России (акции в российских компаниях, недвижимость и т.д.) несопоставимо больше, чем на "сладком Западе".
Но куда важнее другое. Вне нашей Системы наш чиновник на Западе - никто (пусть и "никто с мешком"). Хочет или нет, но он - только элемент Системы. Система дает ему статус-смысл, дает "крышу" его имуществу, в том числе "честно откатанному". Так, вся собственность чиновника - включая зарубежную - приковывает его златой цепью "к скале госпатриотизма". Чем собственности больше - тем цепь толще. Конечно, не всегда материальное бытие определяет сознание, люди способны действовать вопреки своим имущественным интересам. Но это бывает крайне редко, и тут уж закон бессилен.
Но в любом случае многолетняя антизападная пропаганда привела к тому, что имущество "в стане врагов" воспринимается "ТВ-общественным мнением" чуть не как измена родине. И для борьбы с этим злом общество требует таких (или подобных) законов.