На международный уровень
- Народное предприятие - это наши деньги, которые мы сами зарабатываем, сами распределяем и при этом ни от кого не зависим, - рассказывает о мотивах открытия народного транспортного предприятия его директор Сергей Сысоев. - Кроме моих акционеров, иных рычагов управления надо мной нет. Нужен новый подвижной состав, дополнительный маршрут или повышение зарплаты - созываем собрание акционеров и вместе решаем, как поступим.
Создать народное предприятие Сергею Сысоеву предложили в администрации региона. До этого он, как и остальные акционеры, работал в муниципальном предприятии, занимающемся междугородными и внутриобластными пассажирскими перевозками. Правда, сперва коллеги, чтобы соблюсти все требования закона о создании народных предприятий, а заодно посмотреть, как пойдет дело, организовали обычное общество с ограниченной ответственностью.
- Сначала выиграли конкурс у управления транспорта и дорог на внутриобластные рейсы - в Добринку, Чаплыгин, Усмань, - вспоминает Сергей Сысоев. - Затем открыли новые межобластные маршруты - на Курск, Брянск. Но захотелось более серьезных масштабов. Так появился первый в регионе международный рейс "Липецк - Харьков", который уже стал рентабельным.
Подвижной состав предприниматели брали в аренду у бывшего работодателя. Через четыре месяца проанализировали доходы и расходы и поняли, что смогут не только окупать себя, но и получать прибыль. И тогда было решено взять кредит на покупку новых, уже собственных автобусов. А с начала этого года фирма стала закрытым акционерным обществом работников народного предприятия.
Зарплату назначит коллектив
Сегодня здесь 51 акционер. Каждый участник ЗАО внес в уставный капитал общества по 10 тысяч рублей. Правда, этих средств хватило только на старт-ап - регистрацию, открытие счетов, лицензию, аренду помещений... До дивидендов дело не дошло. Во-первых, участники общества пока не получили на руки акции, поскольку процесс их регистрации дольно длителен по времени. Во-вторых, пока вся прибыль уходит на покрытие кредита. Но за достойную зарплату трудиться удается.
- Увидев, как мы работаем, к нам потянулись люди из других организаций, - вспоминает Сергей Сысоев. - Когда мы открыли ООО, у нас было девять человек. А сейчас коллектив состоит из полусотни акционеров. Есть среди них и почетные автотранспортники - элита отрасли, люди, которые в этой сфере по 25-30 лет.
Кстати, все вопросы - вплоть до выбора директора и утверждения его зарплаты - акционеры обсуждают на общем собрании. При этом у каждого участника - один голос.
Инициатива активно развивать в Липецкой области народные предприятия принадлежит губернатору региона Олегу Королеву. Он озвучил ее зимой 2011 года:
- Открывать народные предприятия позволяет соответствующий федеральный закон. Действующие компании пусть работают при сложившейся структуре собственности. А вот для вновь организуемых и тех, где проходит процедура банкротства, смена собственника или реорганизация, статус народного предприятия решит многие проблемы.
Не каждому дано
В мире такая форма акционерных обществ весьма востребована. В Китае народных предприятий около 40 процентов, в Америке - 27, в Швеции и Норвегии - свыше 60. А вот в России - пока лишь несколько десятков. Да и в Липецкой области за два года развития этой идеи открыто всего три "народных". Помимо транспортной компании, это данковский завод по производству стройматериалов и лебедянская ремонтно-строительная фирма, руководители которой только подали документы на регистрацию.
Но почему эта форма хозяйствования, защищающая интересы каждого работника, не востребована бизнесом?
- Не всякое предприятие может стать народным, - пояснила начальник отдела развития реального сектора экономики и имущественных отношений управления экономики администрации Липецкой области Надежда Карачун. - Федеральный закон N 115 устанавливает достаточно жесткие рамки. Во-первых, народное предприятие может быть создано только путем преобразования любой коммерческой организации, за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий и открытых акционерных обществ, работникам которых принадлежит менее 49 процентов уставного капитала. Кроме того, закон предъявляет определенные требования к численности работников народного предприятия. Она не может быть менее 51 человека.
На сегодня на федеральном уровне какая-либо поддержка народных предприятий отсутствует. Но в Липецкой области с лета прошлого года принята профильная областная программа. Она, в частности, предусматривает субсидии на компенсацию организационных расходов и затрат на оплату юридических услуг, связанных с организацией компании.
А что привлекает в народные предприятия самих работников?
- Меня пригласил мой бывший начальник, - говорит водитель-акционер Александр Сулохин. - Главное преимущество - здесь новый подвижной состав. До прихода сюда я работал на "Икарусе", которому было 20 с лишним лет, и я замучился его ремонтировать. Выиграл я и в зарплате, которую получаю стабильно два раза в месяц.
- Я увидел здесь перспективы для себя, возможности развития в профессиональном плане, - говорит коммерческий директор ЗАО Сергей Животенко. - Вот сейчас работаем над новыми международными маршрутами - в Белоруссию, Кишинев...
К слову, в компании есть дресс-код - ее водители выходят в рейс всегда в деловых костюмах и галстуках. И по этому поводу нисколько не протестуют, потому что понимают: каждый работает не на чужого дядю, а, по сути, на себя.