Об этих и других новшествах шла речь на встрече ведущих сотрудников ФТС с представителями иностранного бизнеса. Первые лица российской таможни детально прокомментировали с десяток актуальных вопросов и взяли на заметку некоторые предложения предпринимателей. "Диалог с бизнесом очень важен для совершенствования таможенного дела", - заявила замглавы ФТС Татьяна Голендеева. Приводим официальную позицию ведомства по некоторым вопросам, которые ставит бизнес.
- Расскажите подробнее о категорировании участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД).
- Результаты категорирования планируется применять для дифференцированного подхода в таможенном контроле. Прежде всего в выигрыше будут участники рынка с низкой категорией риска. Проведение таможенного контроля для них сместится на этап после выпуска товаров. Это сократит время совершения таможенных операций и для всех остальных. Приказом ФТС России от 7 сентября 2012 г. N 1809 утвержден Временный порядок категорирования участников ВЭД на основе критериев, характеризующих участников ВЭД. Основную часть критериев составляют такие, по которым оценку деятельности организаций можно рассчитать автоматически с использованием информационных баз данных таможенных органов, но при минимальном участии сотрудников таможен. Это исключит субъективизм и ошибки. Проведение категорирования невозможно без полноценного функционирования специальных программных средств. До 1 мая 2013 года они будут доработаны. С 1 мая по 1 сентября 2013 г. в ФТС будет проведено экспериментальное категорирование участников ВЭД.
- По мнению бизнеса, не все критерии, которые приводятся в этом приказе ФТС, точны. Например, несовпадение страны отправления и страны происхождения товара. Многие компании для уменьшения расходов осуществляют сегодня поставки с консигнационных складов. Но таможня считает такую практику признаком риска. Почему?
- Именно потому, что многие компании осуществляют поставки товаров не только с дистрибуционных или консигнационных складов, а используют склады в третьих странах для сокрытия информации о реальной стоимости товаров. Классическая уловка занижения таможенной стоимости - отправка товара через страну, не являющуюся страной происхождения. Пример - так называемая "прибалтийская схема". Когда экспорт в Россию товаров, произведенных в Азии, происходит через страны Балтии. Важно, что все критерии в зависимости от их типа и сочетания влияют на общий уровень риска. При увеличении расчетного значения одних критериев общий уровень риска снижается (позитивные критерии) либо увеличивается (негативные критерии).
- Возможно ли привлечение крупных компаний, зарекомендовавших себя как добросовестные участники ВЭД, для обсуждения критериев, которые ФТС России будет применять при практической реализации идеи категорирования?
- ФТС считает позитивным участие крупных компаний и ассоциаций бизнеса в обсуждении существующих и разрабатываемых критериев с учетом возможности автоматического расчета их значений. Традиционный формат диалога - Общественно-консультативный совет по таможенной политике при ФТС. В его состав входят 43 представителя ассоциаций деловых кругов и крупных участников ВЭД. Аналогичные советы действуют при региональных таможенных управлениях и крупных таможнях. Сотрудничество осуществляется также в форме взаимного консультирования в ходе рабочих и тематических встреч, конференций, "круглых столов". Например, совместно с ТПП РФ регулярно проводятся интернет-семинары, где участвуют представители бизнеса из более чем 60 регионов.
- С вступлением в ВТО Россия не должна использовать минимальные справочные цены при проверке таможенной стоимости. Какие конкретные меры предпримет ФТС для реализации данного запрета?
- ФТС не определяет среднестатистическую стоимость товара, перемещаемого через таможенную границу. Это объективный показатель, он формируется рыночным образом. Вместе с тем наряду с иными индикаторами он учитывается системой управления рисками при выявлении признаков возможных нарушений. В соответствии с подп. 1 п. 11 Порядка контроля таможенной стоимости, утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 20 сентября 2010 г. N 376, выявленные риски недостоверного декларирования таможенной стоимости товаров являются признаками недостоверности заявленных сведений о таможенной стоимости товаров. Потому, вводя выборочный контроль, ФТС и будет в соответствии с определенными критериями оценивать деятельность участников ВЭД с последующим их категорированием.
- Порядок уплаты утилизационного сбора неудобен для автомобильных компаний. При выдаче таможенно-приходного ордера и паспорта транспортного средства (ПТС) документ должен подписывать плательщик. А если он находится далеко, то можно ли использовать доверенность? Странно и то, что утилизационный сбор за каждое транспортное средство должен оформляться по отдельному таможенно-приходному ордеру (ТПО).
- По мнению ФТС, уплата утилизационного сбора третьим лицом по поручению плательщика не противоречит действующему законодательству. Расчет утилизационного сбора должен быть подписан уполномоченным должностным лицом организации, отнесенной к плательщикам такого сбора (ст. 241 закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления"), и заверен печатью этой организации. ФТС подготовила поправки в постановление правительства об утилизационном сборе, согласно которым доверенные лица также смогут подписывать документы. В соответствии с постановлением правительства РФ от 30 августа 2012 г. "Об утилизационном сборе в отношении колесных транспортных средств" ПТС выдается после уплаты утилизационного сбора. Отметка об этом проставляется на бланке ПТС. Утилизационный сбор за каждое транспортное средство должен оформляться по отдельному ТПО. Для удобства ФТС разработала проект приказа, по которому одно ТПО будет выдаваться на все транспортные средства, задекларированные по одной декларации. Это существенно ускорит процесс взимания утилизационного сбора. Проект приказа сейчас проходит согласования в ведомствах.
- Как осуществляется временный ввоз товаров, используемых в качестве выставочных экземпляров?
- Согласно общепринятой мировой практике временный ввоз товаров для выставок, ярмарок, конференций с их последующим вывозом оформляется с применением карнета АТА. Поскольку помещение товаров под таможенную процедуру временного ввоза (допуска) возможно при условии идентификации товаров при их последующем таможенном декларировании, трудности могут вызывать случаи оформления расходных материалов или образцов, потребляемых в ходе мероприятий. Если товары не могут быть вывезены, то они должны быть помещены под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления. В установленных случаях придется также уплатить установленные платежи. Предусмотрено освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов помещаемых под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления товаров, в адрес одного получателя от одного отправителя по одному транспортному документу, общая таможенная стоимость которых не превышает 200 евро (в эквиваленте) (п. 3 ст. 80 ТК ТС). Исключение - товары для личного пользования. Товары, которые могут быть потреблены, проданы или переданы в дар в ходе проведения выставочных мероприятий (соответственно, не могут быть вывезены из РФ), подпадают под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления с уплатой таможенных пошлин, налогов в полном объеме и с соблюдением запретов и ограничений.
- Каковы перспективы дальнейшего развития системы электронного декларирования на таможенных постах?
- С 1 января 2014 года таможенное декларирование товаров будет возможно только в электронной форме. Однако отдельные товары, определенные правительством, по-прежнему будут декларироваться на бумаге. В 2012 году ФТС внедрила портал электронного декларирования. Он позволяет участникам ВЭД самостоятельно подавать декларации через Интернет без установки дополнительного программного обеспечения. Это важно для небольших предприятий, которые не готовы тратить средства на приобретение софта.
Все таможенные органы, уполномоченные принимать декларации на товары, с конца 2010 года технически готовы к интернет-декларированию. Сейчас это 536 таможенных постов. В 2012 году электронное декларирование применяли 85,4% участников ВЭД. Доля электронных деклараций достигла 96%.
- При электронном декларировании таможенные посты запрашивают значительное количество документов в формализованном виде. Это производится вручную. Почему нельзя просто отсканировать и прислать документы в pdf?
- Количество документов, представляемых при таможенном декларировании товаров, будет сокращаться. Готовясь к эксперименту, ФТС отрабатывает возможность автоматической регистрации таможенной декларации и выпуска товаров без участия должностных лиц. Для этого сведения должны быть максимально формализованы.
Документы в формате pdf не позволяют осуществлять систематизацию сведений и их автоматизированную обработку.