"Опросы показали, - говорит руководитель подразделения по работе с МСБ компании Microsoft Максим Фролов, - что в большинстве стран малый и средний бизнес - это сердце экономики. В некоторых государствах его доля в ВВП достигает 90%. При этом представители МСБ уверены, что они действительно влияют на тот вектор, который направляет экономику той или иной страны. К сожалению, в России, по разным оценкам, эта доля составляет не более четверти. Зато по данным, опубликованным недавно BNP Paribas, госсектор занимает больше половины экономики. Поэтому перед российскими малыми и средними предприятиями стоит задача сделать качественный скачок, чтобы занимать долю в экономике, сравнимую с развитыми странами".
Тем более для этого сейчас сложились более или менее оптимальные условия. По данным Фонда "Общественное мнение" (ФОМ), уже 68% россиян хорошо относятся к предпринимателям (в 2001 году таковых было меньше на 10%). Доля ярых противников бизнеса, наоборот, снизилась - с 27 до 8%. Как минимум треть опрошенных считают условия для развития бизнеса в нашей стране вполне приемлемыми. При этом львиная доля скептиков в отношении условий ведения бизнеса как раз представляет МСБ. "Мы опросили 250 компаний с уклоном на IТ относительно их проблем и перспектив, - рассказывает Лариса Паутова, директор проектов ФОМ, - жалуются, конечно, как всегда, на коррупцию, конкуренцию, нестабильную финансовую ситуацию, все боятся очередного кризиса. Но тем не менее тотального неудовлетворения ситуацией мы не увидели. И малый, и средний бизнес строит планы. Надеются в следующем году прежде всего вырасти, стабилизировать ситуацию, а самые дальновидные хотят еще и повысить собственную эффективность. И чем крупнее компания, тем она больше желает наладить внутри себя эффективность".
Еще одна причина "шевелиться" - вступление России в ВТО. Большинство из участников данного сегмента рынка еще до конца не осознают возможные последствия для своих компаний. Но, когда российский потребитель распробует товары и услуги принципиально иного уровня, сетовать на собственную несостоятельность будет поздно.
Участники дискуссии сошлись во мнении, что один из действенных способов повысить эффективность компании - это сделать ставку на развитие IT. Ибо на них в той или иной степени завязаны все рабочие процессы, чем бы люди ни занимались - выпечкой хлеба, прачечными услугами, рекламой или производством кирпичей. Да и каждый из нас, как правило, начинает свое утро с просмотра почты и новостей в мобильном телефоне. Конечно, чтобы использовать IT на полную катушку, необходимо создать инфраструктуру, иметь как минимум одного специалиста, который в этом разбирается. Затраты на это бизнес, как правило, рассматривает как нагрузку на оборотный капитал. "Мы считаем, что малый и средний бизнес должен расценивать IT как операционный расход, - говорит Максим Фролов, - и переходить в "облака". Поскольку нет смысла вкладываться в дорогостоящую IT-инфраструктуру, которая, скорее всего, через год уже устареет, платить за нее 3-5 лет, когда можно путем "подписки" получать все те же самые услуги IT-инфраструктуры, да еще и самые современные. Приведу простой пример: сколько сотрудники компаний, имеющих партнерские сети, тратят средств на командировки? Может быть, используя небольшую инвестицию в IT, да еще и перенесенную на операционные расходы, можно все командировки заменить видеоконференцией? Практика показывает, что в течение года экономия может быть в два раза больше".
Судя по опросу ФОМ, 73% субъектов МСБ готовы внедрять новые технологии. Но вот что касается "облаков", то тут мнения разделились. 40% готовы применять "облачные" вычисления, "потому что это повысит эффективность бизнеса и обеспечит безопасность данных". А чуть больше 30% опрошенных боятся "облаков", потому что это "снизит эффективность бизнеса и опасно для безопасности данных"... Как показало исследование "Информационная безопасность малого и среднего бизнеса в России", проведенное Лабораторией Касперского, 96% МСБ в нашей стране хотя бы раз сталкивались с информационными угрозами, опережая по этому показателю коллег из США и Европы (91%). Чаще всего наши предприниматели страдают от спама (74%) и вредоносных программ (71%) - вирусов, червей и шпионского ПО. Четверть сектора МСБ сталкивается с взломом компьютеров, 12% - со случаями корпоративного шпионажа. 40% подобных кибератак закончились потерей корпоративных данных, чаще всего - финансовой информации (в США и Европе 23%). "Чтобы бизнес в какой-то момент не споткнулся из-за того, что его база данных стала кому-то доступна или была потеряна, - считает руководитель направления корпоративных продуктов в странах развивающихся рынков Владимир Удалов, - нужно все современные "облачные", мобильные технологии сопровождать и дополнять адекватными и современными средствами безопасности, которые будут контролировать и сами устройства, с которых осуществляется доступ данных, и каналы связи, и мобильные устройства, и всю современную IT-инфраструктуру".
На вопрос "РБГ", насколько "облачные" технологии доступны пользователям на всей территории страны, Максим Фролов пояснил, что "мертвых" зон для Интернета с каждым днем становится все меньше. Другое дело, что двигаться надо, конечно, к широкополосному Интернету. В большинстве городов эта проблема решена, и для тех "облачных" решений, которые присутствуют сейчас на рынке, она остро не стоит, ибоо системные требования к ним довольно низки. Они уже оптимизированы под "слабый" Интернет.