Как уточняют в правительстве, замена осуществляется в рамках комплексной программы модернизации ЖКХ области на 2012-2016 годы. Говоря о дальнейших перспективах, чиновники подчеркивают, что программой предусмотрен последовательный рост инвестиций в лифтовое хозяйство за счет областного и муниципальных бюджетов, а также внебюджетных источников. Пока деньги идут в основном из федерального Фонда содействия реформированию ЖКХ: за последние пять лет удалось заменить более 1500 лифтов при капремонте жилья, финансируемом Фондом.
Но этого явно мало. Не так давно министр энергетики и ЖКХ Свердловской области Николай Смирнов проинформировал: в регионе насчитывается 12,5 тысячи лифтов, из них почти каждый третий выработал свой ресурс, а семь процентов вообще бездействуют. Учитывая, что замена одного лифта обходится примерно в полтора миллиона рублей, на продолжение этой работы необходимо уже сейчас около семи миллиардов. Таких денег федеральный центр не обещает. А нынешние темпы износа этих устройств в регионе чреваты остановкой 40 процентов из них уже через год-полтора, предупредил министр.
- С ноября 2010 года действует федеральный технический регламент, согласно которому ни один соответствующий механизм не может эксплуатироваться свыше 25 лет. А у нас лифтов-долгожителей если не большинство, то очень много, - добавляет исполнительный директор ассоциации лифтовиков Среднего Урала Алексей Некрашевич.
Надо сказать, еще пять лет назад обеспокоенность местных властей сложившейся ситуацией вылилась в разработку областной программы "Уральский лифт", которая предусматривала создание пассажирского подъемника собственной конструкции и освоение его серийного производства промышленностью региона. Конечной же целью была резкая активизация обновления лифтов в жилом секторе.
- Весной 2009 года состоялась презентация новой конструкции, - рассказывает руководитель группы проектантов, начинавших выполнять заказ облправительства, доктор технических наук Евгений Раскатов. - Не буду "пиарить" свою работу, скажу только, что лифт в общем и целом получился. За счет ряда технических новшеств он существенно дешевле отечественных аналогов, причем не в ущерб надежности и комфорту.
Первые три доморощенных лифта смонтировали в зданиях УрФУ, но это были, по сути, опытные образцы. На сегодня конструкция доработана, и всего силами специализированного завода в Верхней Пышме изготовлено более сотни пассажирских подъемных устройств уральской марки. Как рассказали на предприятии, заказы продолжают поступать, правда, по большей части из Казахстана.
- К сожалению, финансирование проекта ограничилось текущими затратами основных исполнителей, - говорит генеральный директор лифтостроительного завода Дмитрий Кравец. - На окончательную отработку технологии и приобретение оборудования средств не хватает.
Но этот объем - капля в море по сравнению с потребностями Среднего Урала, считают эксперты рынка недвижимости. Затянувшийся разбег проекта "Уральский лифт" они не в последнюю очередь объясняют нехваткой преемственности между областными инстанциями. С начала реализации целевой программы правительство региона сменилось неоднократно, и последующие его составы заметно охладели к этой идее.
Теперь мало кто вспоминает озвученное на той же презентации в 2009 году намерение привлечь к участию в программе более полутора десятков среднеуральских предприятий в рамках внутриобластной кооперации. Причина та же - отсутствие материальных стимулов. Как рассказали в областной ассоциации лифтовиков, отрицательно сказывается недофинансирование и на оставшихся в проекте предприятиях. Деньги федерального Фонда доходят до них в лучшем случае лишь в конце года, и, чтобы не прерывать производственный процесс, приходится брать банковские кредиты со всеми вытекающими последствиями. Словом, считают эксперты, будущее "Уральского лифта" прямо зависит от инвестиций. Иначе число пассажирских лифтов, требующих замены, будет расти в геометрической прогрессии.