Больше всего россиянам нравится смотреть по ТВ новости

Телевизор теперь не просто "лучшее украшение стола". Похоже, что для большинства людей он стал главным "источником знаний". Книги и даже пресловутое "сарафанное радио" далеко позади. Во многих домах именно телеэкран включают с утра самым первым, еще до того, как зажгут верхний свет и нажмут кнопку электрочайника.

40% россиян привыкли, что телевизор включен всегда, даже если они не планируют что-то по нему увидеть. Однако пользоваться и любить - разные понятия. Это еще раз доказывает исследование социологов Фонда "Общественное мнение" (ФОМ). Жить без телевидения россияне не могут, зато претензий к нему тоже высказывают, как к давнему спутнику жизни, - вагон и малую тележку.

По данным ФОМ, телевидение - основной источник, из которого россияне черпают новости и информацию. Список исследователи не ограничивали, назвать можно было сколько угодно информканалов. Однако на первое место уверенно вышло именно ТВ - его назвали 89% россиян. На втором, с существенным отрывом, в этом рейтинге стоит печатная пресса, то есть газеты и журналы - из них узнает новости четверть граждан страны (26%). Столько же используют для наполнения черепной коробки свежими познаниями о мире интернет-сайты и новостные ленты. Каждый пятый (21%) указал в этом списке "разговоры с друзьями и знакомыми", 18% слушают и запоминают радиоинформацию. Каждый десятый узнает новости в соцсетях, на форумах и в блогах. Раздел "другое" занял меньше одного процента. Других источников информации, кроме перечисленных выше, у россиян, похоже нет. Не из ветра же и тумана новости конденсировать, в самом деле.

При этом яркой и пламенной любви к "ящику" у россиян не отмечено. На вопрос, нравится им отечественное телевидение "в целом" или нет, две трети россиян (64%) ответили утвердительно, а каждый четвертый (23%) - отрицательно. Причем число тех, кто в общем доволен качеством телепередач, за последние 5 лет уменьшилось на 5%, а количество телененавистников выросло на 3%.

Из всех телеканалов больше всего россиянам нравятся Первый и Россия 1, наибольший зрительский интерес вызывают новости и художественные фильмы. По мнению россиян, телевидение в первую очередь должно помогать им ориентироваться в текущих событиях, а также давать возможность расслабиться и отдохнуть. Однако респонденты, которые в основном получают информацию из интернета, чаще других считают: телевидение должно выполнять образовательную роль. Что не мешает им самим выбирать для просмотра лишенный выпусков новостей канал СТС или развлекательные программы по ТНТ.

Главное телевизионное божество и оракул - это, как известно, Его Величество Рейтинг. Социологи воззвали и к нему. Как выяснилось, список самых популярных телеканалов возглавил Первый (61%), Россия 1 (55%), НТВ (49%), ТНТ (24%), СТС (19%), РЕН ТВ (17%), Россия 2 (Спорт)- 14%, Домашний (13%), Пятый канал (12%), Звезда (12%), Россия К (Культура) - 12%, ТВ Центр (10%), Россия 24 (10%), Перец (7%), ТВ 3 (5%), Карусель (4%), MTV (3%), Евроспорт (3%), 2х2 (2%), Евроньюс (2%), Ю (1%), РБК-ТВ (1%), Дождь (1%), разнообразные местные телеканалы (7%), а также спутниковые (2%) и кабельные (8%). Иных, правда, уже нет, а те далече - социологам приходилось делать поправку на быстрые изменения в телепрограммах и сетках вещания.

4% россиян сказали, что телевизора у них нет вообще и они его не смотрят. Но они в абсолютном меньшинстве. Три четверти россиян смотрят телевизор практически каждый день, каждый десятый - 3-5 дней в неделю, еще 8% - как минимум день или два из каждых семи. Лидерами просмотров в российской аудитории стали новости (об этом сказали 63% респондентов), художественные фильмы (столько же) и развлекательные программы, которые постоянно смотрит треть россиян. Примерно четверть наших сограждан - это аудитория, для которой на ТВ снимают сериалы, конценрты, спортивные программы и документалистику. А вот ток-шоу популярность теряют: год назад их смотрел каждый пятый (21%), сейчас только 16%. Видимо, поднадоели. Скудная аудитория у общественно-политических и образовательных программ - только 13%. Лишь каждый десятый (11%) интересуется интеллектуальными играми на ТВ - времена, когда люди с замиранием сердца следили за поединками "знатоков", давно канули в вечность.

Что россиянам, по их же собственному признанию, нравится в отечественном телевидении? 13% отметили большой выбор каналов и передач: "Есть что посмотреть в любое время"; "разнообразие программ - можно смотреть и мне, и ребенку".

9% рады, что на домашнем экране можно посредством ТВ устроить себе просмотр хорошего кино и интересных, познавательных сериалов. Особенно люди отмечают те ленты, в которых "обходится без насилия".

6% хвалят новостные передачи: "Хорошо освещают события в стране"; "мобильная подача новостей". Людям явно по душе "скорость, с которой доставляют информацию" к ним домой. Еще столько же респондентов сказали, что на телевидении им "нравится все". Каждый двадцатый любит познавательные и развивающие программы, документальные и исторические фильмы. Очень неплохо, по их мнению, пересматривать время от времени хорошие старые фильмы - "чистые, духовные". 4% отметили, что сейчас на ТВ стало больше "правды и объективности" и оно "начинает быть честным", не подвергается цензуре, как в советские времена. 3% радуются большому выбору развлекательных передач и шоу. И такое же количество хвалило не ТВ в целом, а отдельные каналы или передачи - например, Телеканал "Культура", "5-й канал", "Звезда"". Интерес вызывают и ток-шоу или юмористические программы - "Пусть говорят","Жди меня", "Камеди клаб" и др.

Двое из ста россиян с одобрением отозвались о спортивных каналах и программах, отметили "профессионализм" телевидения и то, что "журналистика сильно прибавила", а изображение на экране стало "качественным" с технической точки зрения. Совсем немного (1%) похвалили нынешнюю систему освещения политических событий, детские передачи, авторские шоу (например, программу Владимира Познера), трансляцию разнообразных концертов (особенно в новогоднюю ночь и по каналу "Культура") и т.д.
Увы, на этом "бочка меда" исчерпалась. На донышке остался деготь и прочие малоприятные фракции.

3% опрошенных сказали, что на телевидении им "все не нравится" - "ничего толкового не говорят и не показывают" (спрашивается, зачем тогда телевизор смотреть? Видимо, в надежде на перемены или по привычке). Значительное число россиян - целых 37% затруднились ответить. Зато вполне четкими были претензии тех, кто современным российским ТВ недоволен.

36% раздражает в нем обилие рекламы - "даже в новости ее пихают, от нее тошнит уже!". Очень не по нраву зрителям обилие на экранах криминала, убийств, насилия, жестокости, а также "судов, ментов, убийств, мордобоя и расследований. Надоели!" Так сказали 17% опрошенных. Почти каждый пятый.

7% (и это еще относительно немного) раздражает пошлость. "слишком много непристойного", "стыдно смотреть". Многим нужна не голая, а просто правда и объективность. Поэтому 6% недовольны тем, что по ТВ "не всегда правду говорят", присутствует "искаженная информация, нечестные новости". Столько же раздражаются, видя по телевизору много лишнего, неинтересного, "пустого": "Везде говорят об одном и том же", "разбирается то, что людям совершенно не нужно". То есть не "пусть говорят", а - "пусть говорят осмысленно".

Каждый двадцатый терпеть не может ток-шоу и развлекательные программы, особенно те, где "трясут грязное белье", то рассуждают устами "независимых экспертов" о том, что "кушать вредно", то бесконечно что-то готовят и едят ("слишком много кулинарных шоу - будто все голодают"). Очень неприятны зрителям ссоры и сплетни в ходе ток-шоу, и здесь досталось на орехи уже упоминавшемуся "Пусть говорят","Дому-2" ""Камеди-клабу"".

Каждый двадцатый сожалеет, что на ТВ мало хороших фильмов и сериалов (таким образом, мнения тех, кто ставит наличие таких передач телевидению в плюс и в минус, разделились примерно поровну). Зрителям не по душе, что "сериалы однотипные", а их герои по преимуществу то полицейские, то адвокаты, то бандиты. Особый пункт зрительских претензий - "дебильные фильмы", в том числе иностранного производства.

Мало радости телезрителям доставляет то, что на ТВ слишком много "негатива", нагнетаются страсти. Россияне отмечают, что на экране мало детских передач и мультфильмов, а те, которые присутствуют - низкокачественные, по преимуществу зарубежные: "пакости и муру детям показывают!" А вот "нравственности" явно не хватает, равно как и взвешенных, объективных передач на политические темы.

Раздражает людей и неудобное время показа интересных, но не "кассовых" фильмов или передач: "Самые интересные программы показывают очень поздно","в выходной день нет художественных фильмов".

Многие не одобряют внешний облик ведущих и их манеру говорить. Зрителям неприятны безграмотная речь и ошибки, а также "одинаковые актеры, которые плохо играют" в сериалах.

Прозвучал в ходе опроса и антирейтинг каналов, хотя иногда люди хвалили как раз то, что другие отчаянно ругали. Видимо, дело было в широте аудитории: среди нелюбимых снова называли Первый канал, НТВ, ТНТ и др.

Относительное большинство, хоть и составляющее меньше половины респондентов (45%) считают, что отечественное телевидение все же достаточно полно освещает события дня. Противоположного мнения придерживаются 35%. И в данном случае телевидению стоит сильно призадуматься: всего год назад соотношение было куда более приятным для звезд экрана: 52% сторонников и 29% оппонентов. Причины такой усушки и утруски социологи не уточняли, хотя догадаться о них в общем-то несложно. Особенно много недоброжелателей у телевидения в этом отношении - среди тех, кто основным источником информации выбрал для себя интернет-ресурсы, блоги и соцсети.

Есть у зрителей серьезные нарекания и по поводу объективности той информации, которая приходит к ним с голубого экрана. Объективной назвал ее 41% опрошенных, необъективной - ровно треть респондентов. По сравнению с прошлым годом оптимистов тоже стало меньше.
Социологи предложили россиянам определить три самые важные задачи, которые должно выполнять телевидение. Фактически речь шла в данном случае о "миссии". Ну что ж, "выполнимой" она оказалась далеко не всегда.
Из опроса цифру не выкинешь, как слово из песни и рекламу из передачи.

Лишь 47% сказали, что ТВ должно помогать людям ориентироваться в текущих событиях, 41% - за чисто развлекательную задачу: дать зрителю расслабиться и хорошо провести время (еще год назад таких ответов было меньше, а вот информативную сторону отмечали чаще - видимо, разочаровались).

На 3-5% меньше стало тех, кто ждет от ТВ подспорья в расширении своего кругозора, развитии ума и способности "понимать актуальные проблемы" обществе. Развлечение и еще раз развлечение! Лишь каждый пятый думает, что ТВ поможет ему понимать новые законы, каждый десятый - что оно разъяснит логику и образ мыслей других людей, в том числе и за рубежом, поможет найти примеры для подражания и вообще разъяснит, "как жить" самому и что за будущее ожидает нашу страну. С родиной и с нами, видимо, будет то, о чем по телевизору не рассказывают, - по крайней мере, рядовой зритель на эти вечные вопросы ищет ответы в другом месте.

В целом, по будним дням россияне обычно уделяют просмотру телепрограмм от 1 до 3 часов (так сказали 49%), а то и по 3- 6 часов проводят около "ящика" (18%). Доля тех, кто уделяет просмотру меньше часа, - 17%. Грустная доля, по мнению остальных "пожирателей эфира". По выходным отдельные граждане (8%) способны провести у экрана от 6 до 9 часов, а большинство (65%) усядется перед ним на срок от 1 до 6 часов. Фактически - как на работу уйдет. И это сознательный выбор. 67% российских телезрителей утверждают, что проводят у экрана ровно столько времени, сколько им хочется, а 16% - что даже меньше, чем могли бы, будь у них на то возможность. Правда, каждый десятый хотел бы сократить время, отданное телепросмотрам, но пока не может. Зависимость пуще неволи.

Опрос "РГ"