21.02.2013 23:10
    Поделиться

    Фестиваль "Мода и стиль в фотографии" представит 44 проекта

    Как известно, красота - это страшная сила. Поближе к этому оружию массового поражения присмотрится международный московский фестиваль "Мода и стиль в фотографии", который проходит в Москве в восьмой раз с 20 февраля по 26 мая.

    В программе - 44 проекта, в том числе 21 - зарубежный, которые объединяет тема "Красота: мифы и источники вдохновения". Среди фотографов, чьи выставки покажут в Москве, - британцы Джим Ли и Том Вуд, немец Арно Фишер, африканские фотографы из Мали Сейду Кейта и Малика Сидибе, француз Патрик Демаршелье, которые приедет с выставкой, посвященной дому Диора, испанец Мануэль Оутумуро…

    Один из главных источников вдохновения, который оказывается в фокусе внимания фестиваля, - эстетика модернизма. Правда, что такое модернизм, как выяснилось, каждый понимает по-своему. Если русские конструктивисты и Ласло Мохой-Надь наступавший ХХ век видели веком машин, технологий и мечтали о том, что искусство будет участвовать в созидании нового, более справедливого мира, то для Кантена Бажака и Клемана Шеру, кураторов выставки Центра Помпиду "Это Париж! Модернизм в фотографии. 1920-1950. Из коллекции Кристиана Букре", общим знаменателем новейшего времени оказывается, пожалуй, фотография и ее вторжение в жизнь. Именно она оказывается "творцом имиджа" (так назван один из разделов выставки), инструментом "нового видения" Мохой-Надя и конструктивистов или отмычкой внутренней реальности для сюрреалистов, другом агитатора и пропагандиста рабочей социальной фотографии и демонстративно отстраняющихся от современности поклонников неоклассической строгости.

    Среди семи тысяч фотографий из собрания Кристиана Букре для выставки отобрано чуть больше 230. Это первое представление публике приобретения, сделанного Центром Жоржа Помпиду в 2011 году. Самое неожиданное в этой выставке даже не блестящая плеяда имен (от Луиса Бунюэля до Рене Клера, от Фернана Леже до Анри Картье-Брессона) и не широкий спектр работ. В конце концов Кристиан Букре более сорока лет, с 1970-х, собиравший эти снимки, - один из лучших экспертов, известный историк фотографии и модернизма во Франции. Его вкусу можно доверять. Поражает, насколько переплетены, взаимосвязаны эстетические поиски в противоположных вроде бы областях. Скажем, когда Аурел Баух снимает шахтеров в черной тесноте шахты в 1939 году или дает крупный план разбитых ботинок, заплатанных рабочих штанов и шахтерского фонаря ("При выходе из шахты"), эти снимки невольно соотносятся с шахтерскими фото, которые советские репортеры делали в Донбассе. Клеман Шеру подтвердил, что это не случайное совпадение тем. Баух снимал для иллюстрированного журнала французских коммунистов, где хорошо знали и о немецкой рабочей иллюстрированной газете АIZ, и о советских фотосериях. При этом одновременно работы Аурела Бауха можно найти и рядом со снимками сюрреалистов. На сделанной им фотограмме 1931 года культурные слои предстают как уровни почвы, в которых органическое земное начало представлено женской фигурой, на следующем уровне - условный пучок дерева или куста, а над ними - маленький отпечаток шестеренки вместо солнца. Модель земного мира, при всей условности, предстает очень внятной: рациональное, технологическое (и очевидно, мужское) парит в небесах высшего мира; далеко же внизу - срединный органический, земной, чувственный мир.

    Но в конце концов то, что сюрреализм, помимо погружения в глубины подсознания, обладал и ярким бунтарским антибуржуазным потенциалом, общеизвестно. Более удивительно, как художники, увлеченные экспериментами в духе неоклассицизма, обнаруживают созвучия своим поискам в реальности. В 1920-е годы Даниэль Маскле делает серию портретов жены в классическом духе, где лицо Франчески приобретает то отрешенность маски, то выразительную двусмысленность андрогинного портрета. И вдруг в разделе документальной фотографии встречаем его снимок вроде бы в духе стрит-фотографии - "Матрас, торчащий из окна". Матрас перекинут для просушки прямо через подоконник и почти лежит на тротуаре. Но в интерпретации Маскле этот полосатый герой вдруг приобретает монументальность колонны, изгиб которой иронически напоминает то ли о руинах, то ли о визуальных искажениях сюрреалистов. Юмор, точность взгляда и безупречность композиции тут сходятся в одном снимке. Другой "классицист" Лор Албен Гийо, который делал иллюстрации с использованием фотографии к стихам Поля Валери, снимает зал Лувра во время войны. Пустые рамы без холстов и надписи на стенах с названиями работ выглядят как руины и как сюрреалистический интерьер. Меж тем это документ эпохи.

    С другой стороны, вроде бы социальная фотография может впечатлять неожиданной формальной строгостью. Роже Шалль снимает "Мясную лавку" (1935). Никаких туш, испачканных передников мясников. Перед нами выложенная белой плиткой стена с надписью Boucherie и два усталых человека в кепках, сидящих прямо на тротуаре у входа. Подчеркнутая стерильность снимка контрастирует с названием, создает неожиданный для социального снимка саспенс триллера. Между прочим, тот же прием выразительного умолчания он использует для съемки рекламы женского белья. На фото - две поднятые руки, закованные в цепи. Надо ли говорить, что белья вы там не обнаружите?

    Другая выставка, открывшаяся в рамках фестиваля в ММАМ, - первый показ в России работ немецкого фотографа Августа Зандера, автора одного из самых амбициозных проектов прошлого века "Люди ХХ столетия", над которым он работал несколько десятилетий, начиная с 1920-х годов. Но об этой выставке - в другой раз.

    Справка "РГ"

    VIII Московская международное биеннале "Мода и стиль в фотографии-2013"

    Время: 20 февраля - 26 мая
    Площадки:
    Московский дом фотографии
    ЦВЗ "Манеж"
    МВЗ "Новый Манеж"
    Фонд культуры "Екатерина"
    Московский музей современного искусства
    Галерея искусств Зураба Церетели
    Институт Сервантеса

    Выставка "Мода и стиль в фотографии". Фоторепортаж Сергея Михеева
     
     
     
     
     
     
     
     
     
    Поделиться