Качество помощи, которую получают дети из многодетных семей, инвалиды, одинокие матери, пенсионеры, оставляет желать лучшего. "Ситуацию переломят социально ориентированные некоммерческие организации и малый бизнес, которые смогут создать достойную конкуренцию по оказанию таких услуг", - уверен замминистра труда и социальной защиты Алексей Вовченко.
Государство поддерживает развитие НКО. С 1 марта начнется прием заявок на конкурс для получения субсидий из бюджета субъекта РФ. В этом году им выделено 8,3 миллиарда рублей. В прошлом году они могли воспользоваться социальным налоговым вычетом. Для НКО была упрощена система проведения бухучета и отчетности.
Однако, как рассказал директор департамента инновационного развития минэкономразвития Артем Шадрин, Россия сильно отстает от развитых стран по привлечению труда добровольцев в оказании соцуслуг. "Все дело в нехватке бизнес-партнеров и благотворителей для поддержки деятельности НКО, которые сегодня существуют за счет бюджета. Да и само население с недоверием относится к помощи со стороны", - сказал он.
Там, где не помогут НКО, на выручку всегда должен прийти бизнес. По словам директора департамента по развитию малого и среднего предпринимательства минэкономразвития Натальи Ларионовой, предприниматели могут брать к себе на работу бывших заключенных или многодетных матерей, открывать частные детские сады, изготавливать протезы для инвалидов. "Таким компаниям власти никогда не откажут в помощи, - говорит она. - Главное - найти уникальное направление своей деятельности, которое бы реально приносило помощь людям".
По плану Вовченко, до 2018 года работать в соцзащите смогут до 10 процентов НКО и частных предпринимателей. "Это немного, но это будут проверенные и вызывающие доверие компании, - сказал он. - Хотя чем больше таких организаций, тем лучше россиянам".
Справка "РГ"
В рейтинге European Foundation Center в России в 2011 году зафиксирован самый низкий уровень по занятым в негосударственном некоммерческом секторе по сравнению с экономически развитыми странами. В рейтинге World Giving Index мы занимаем 130-е место по уровню благотворительности. Доля добровольцев в некоммерческом секторе в России в 16 раз ниже, чем, например, в Новой Зеландии, а объем частных пожертвований в процентах к ВВП в 20 раз меньше, чем в Танзании.