В литературе столько разных языков, сколько их в Человечестве. "Где родился - там и сгодился" - вполне можно отнести к писателям. Их родина - язык, там они и сгодились в меру таланта. То же касается завязанных на язык кино, театра. Но и другие искусства - музыка, с ее универсально-нотным языком, архитектура, живопись и т.д. - тоже в значительной мере национальны, например, развивают темы своего эпоса, мифологии и т.д. Национальной науки - нет, а национальное искусство, бесспорно, есть. Вот есть ли искусство интернациональное - более спорный вопрос.
В таком случае - какой смысл в международных премиях, а уж тем более как этой ложкой "вычерпать вклад" в искусство? Тем не менее известно, что сами писатели, режиссеры, архитекторы и т.д. не просто хотят именно международных премий - у многих это вообще в какую-то манию превращается. Художественные натуры...
И дело не только в болезненном тщеславии, без допинга которого почти не бывает творцов. Есть и более важная вещь.
Единого Мирового Языка нет, но Мировая Культура - не миф. Есть и "геополитика культуры". Важнейшая составляющая "американской силы" - не ракеты, не доллар, даже не хай-тек, а именно "всемирно-американская культура", которая во многом диктует свои нормы всему миру. Как и международно-английский язык. Да, "массовая культура гамбургеров" вызывает раздражение, а то и просто ненависть во многих странах. И тем не менее Голливуд, рок, джаз, целый ряд других явлений американской культуры "заставляют" двигаться все Человечество в своем ритме. "Заставляют" не силой, а притягательностью. Примерно так обстояло дело в XVIII-XIX веках с французской культурой, которая сделала для влияния Франции в мире побольше Наполеона. Как и Толстой с Достоевским и Чайковским сделали для влияния России больше, чем все императоры с Суворовым в придачу.
Международный престиж может не соответствовать таланту и произведениям отдельного художника. Но в целом он показывает мировую востребованность культуры, искусства той или иной страны. У международного престижа есть много критериев. Но если речь о культуре высших достижений, оценка экспертов - т.е. те самые мировые премии - один из главных показателей.
В мире тысячи национальных (скажем, в Германии - 139 литературных премий!), сотни международных литературных и художественных премий. Самые престижные: Нобелевская по литературе, премии Вольфа, Киото, принца Астурийского, Бальцана, Императора Японии - каждую из них присуждают по нескольким дисциплинам. Литературно-гуманитарная премия - Гете (Франкфурт), литературные - Иерусалимская, Андерсена, А. Линдгрен, Нейштадтская. По архитектуре - Прицкеровская. Кино - высшие награды фестивалей в Канне, Венеции, Берлине, Чикаго, Торонто, Карловых Варах, Сан-Себастьяне, Лондоне, Локарно, Москве, а также за лучший иностранный фильм - "Оскар", "Давид ди Донателло" (Италия) и БАФТА (Англия). Есть и целый ряд других.
В 2012-м у России - сухой счет, ноль, ни одной серьезной премии. Но, конечно, один год - не показатель.
Возьмем более длинную дистанцию. Вот Нобелевская премия по литературе. Сегодня в 15 странах живет 21 лауреат (в т.ч. в США и Германии по 3 лауреата, во Франции - 2). Русских писателей среди них нет. За всю историю Нобелевские премии получили 108 литераторов. Больше всего англоязычных (26), русскоязычные на 7-м месте - 5 лауреатов (4,6%, что в 2 раза превышает процент русскоязычных людей в мире): Бунин (1933), Пастернак (1958), Шолохов (1965), Солженицын (1970), Бродский (1987). Легко заметить, что золотой век приходится на период 1958-1971 года. Так было не только в литературе. Примерно в эти же годы (1956-1975) получили Нобелевские премии 8 советских ученых из общего числа 14 российско-советских научных лауреатов. Тогда же (1958 г.) фильм "Летят журавли" получил единственную в истории нашего кино "Золотую пальмовую ветвь" самого престижного в мире Каннского фестиваля (всего присуждена 91 "Золотая ветвь", в т.ч. США - 19, Италия и Франция - по 12, и т.д.). В 1968 и 1980 гг. Бондарчук и Меньшов получили "Оскара" за лучший иностранный фильм, а 3-го русского "Оскара" получил Михалков в 1994-м (всего за историю "Оскара" в этой номинации присуждено 65 наград).
Вообще же за последние 20 лет работающие в России деятели искусства получили лишь 3 по-настоящему престижные награды (все - кино): кроме "Оскара" Михалкова еще "Золотые львы" в Венеции Звягинцев (2003) и Сокуров (2011), за интернациональный фильм "Фауст". Отдельно стоят: Ростропович и Плисецкая, которые в эти годы получили премии Императора Японии и принца Астурийского (а Ростропович еще и премию Вольфа). В мире таких международных маэстро - от литературы до архитектуры - сейчас 30-40 человек, в России они - последние из могикан (при том, что Плисецкая живет в основном в Литве и Германии). Среди 122 лауреатов премии Императора были еще композитор Губайдулина (живет в Германии) и бывший гражданин СССР, а ныне США, художник Кабаков. По остальным перечисленным выше премиям за последние годы лауреатов из России не было.
Максимальный интерес в мире был к советской культуре, особенно в период "полуоткрытости" 1950-1970 годов. Конечно, отчасти это было связано с общим интересом (и страхом) по отношению к Сверхдержаве. А вот когда мы стали открытой страной, наша культура не смогла стать неотъемлемой частью европейской и мировой культуры, наши мастера не стали частью мирового художественного бомонда.
Поскольку Нобелевский комитет существует в западной историко-культурной традиции, неудивительно, что в основном Нобелевскую премию по литературе получают писатели из Европы и США. Число писателей - лауреатов из Азии, где существует многовековая литературная традиция, и тем более из Африки, пренебрежимо мало. Премии малоизвестным на Западе писателям из Азии и Африки - не более чем "показные" акции лишь для того, чтобы убедить всех во всемирности премии.
Среди представителей западных литератур непропорционально велика доля писателей - лауреатов из Скандинавских стран, сообщает Википедия.
Во многих случаях присуждение или неприсуждение премии базировалось на идеологических мотивах. Так, Петр Вайль утверждает: "Нобелевский комитет, как любое интеллигентское сообщество, состоит из людей левых убеждений. Левых, естественно, по европейской терминологии. Именно потому один из величайших писателей XX века, Борхес, не получил Нобелевской премии. Все дело в том, что он нанес визит Пиночету, пожимал ему руку и хвалил за то, что он сокрушил коммунистов. При этом все понимали величие Борхеса как писателя, но Пиночета не простили".
Не в последнюю очередь это относится к писателям из России. Так, премия не была присуждена Льву Толстому, т.к., по мнению секретаря Шведской академии Карла Вирсена, категорически выступившего против кандидатуры Толстого, "этот писатель осудил все формы цивилизации и настаивал взамен их принять примитивный образ жизни, оторванный от всех установлений высокой культуры. Никто не станет солидаризироваться с такими взглядами". Премию тогда получил Сюлли-Прюдом. В ответ на это 49 шведских писателей во главе с Августом Стриндбергом написали открытое письмо протеста Шведской академии.
Среди русских номинантов на премию были выдвинуты Владимир Набоков и Дмитрий Мережковский. 4 из 5 русских писателей, ставших лауреатами (за исключением Шолохова), так или иначе находились в конфликте с советской властью: Бунин и Бродский были эмигрантами, Солженицын был диссидентом, Пастернак получил премию за роман, опубликованный за границей. Значит, вручение им премии имело, по мнению критиков с советской стороны, исключительно политическую причину.
Есть, впрочем, и иная точка зрения, ставящая политизированность вопроса под сомнение: "Александр Солженицын стал лауреатом в 1970 году. Мир еще не знал "Архипелага ГУЛАГа" и "Красного колеса". Стокгольмские академики, сообщает Википедия, во многом руководствовались восторженными мнениями официального советского литературоведения по поводу первых произведений писателя".
Граждане СССР и РФ получили 16 "Нобелей" за 111 лет.
С момента основания Нобелевскую премию вручали 555 раз 839 лауреатам. 21 гражданин СССР и РФ получили 16 нобелевских премий - значительно меньше, чем представители США (331), Великобритании (116), Германии (102) или Франции (58). В 2012 году размер Нобелевской премии составлял $1,1 млн, уменьшившись по сравнению с 2011 годом на 20%. Все блюда из меню Нобелевского банкета можно заказать в ресторане ратуши Стокгольма примерно за $200.