20.02.2013 23:50
    Поделиться

    Видеокомпромат остается единственным средством от произвола чиновников

    Уснувший во время процесса федеральный судья благодаря видеозаписи мирного сна, выложенной в Сети, лишился мантии. Пьяный транспортный прокурор, грозящий "подтянуть братву" на разборку, ушел "по собственному". Замначальника одной из исправительных колоний, избивавший женщин-заключенных, после обнародования постыдного видео был осужден и уволен с работы. И все это только в одном скромном по численности населения Приамурье.

    Кадры с недостойным поведением представителей правоохранительной системы, ставшие достоянием общества, - мелкая месть недоброжелателей или людское отчаяние? Элементарная зависть, замешанная на сведении счетов, или всполохи, высвечивающие хамство и вседозволенность, которой все больше и больше пропитывается наша чиновничья вертикаль? Чтобы попытаться ответить на эти вопросы, я проехал несколько тысяч километров и пообщался с множеством людей по обе стороны правоохранительного окопа, проходящего по бранному полю добра и зла.

    "Когда домой будешь идти, оглядывайся"

    Так грозил одному из посетителей ночного клуба едва стоящий на ногах транспортный прокурор Тынды Алексей Токарев. Еле ворочащее языком "государево око" грозило "подтянуть братву" для наведения порядка.

    - Я был свидетелем всего этого безобразия. Ему там хотели просто навалять по физиономии, он в девушку бармена кинул лимоном. Вся его пристяжь кричала: "Это прокурор, только троньте его...", - говорит бывший начальник местного угрозыска Олег Поляков.

    Он уверяет, что на телефон всю непристойность государственного обвинителя сняли из соображений самосохранения.

    - Ну, написали бы заявление на имя Дальневосточного транспортного прокурора? Все бы закончилось вялой служебной проверкой, и кто-то бы нажил себе очередного врага, - убежден отставной опер Поляков.

    Карьера Алексея Токарева была стремительной. Сначала помощник, затем заместитель городского прокурора, а к тридцати годам - глава транспортной прокуратуры столицы БАМа.

    - То, что случилось, - это закономерность. О его не совсем трезвых и далеких от закона похождениях знали многие. Но ему все сходило с рук, - признаются в мэрии Тынды.

    После того как прокурор Токарев стал антигероем "Ютуба", он тут же публично покаялся в местной прессе.

    - Виноват, работник прокуратуры не должен так себя вести, - говорил он.

    После проведения служебной проверки Алексей Токарев написал заявление "по собственному желанию". Возглавляемая им прокуратура встретила меня поникшей тишиной и пустыми коридорами. На двери прокурорского кабинета виднелись неровные контуры от скрученной накануне золоченой таблички...

    - Его подставили и отомстили. Вы даже не представляете, сколько у прокурора недоброжелателей, - тихо говорит Андрей Болмат, исполняющий "государева ока" на бамовской магистрали.

    - Провокаторы, наверное, насильно его напоили и привели в ночной клуб, и заставляли орать на смеси лагерной фени и угроз? - участливо интересуюсь я подробностями.

    Андрей Федорович в ответ смущенно вздыхает...

    Коллеги уволенного прокурора всерьез называют его позорный дебош фольклорным и почти невинным "Бес попутал". И печально добавляют: "Мы потеряли грамотного высококлассного специалиста...". Не "он потерял", а "мы".

    Солидарен с ними и городской прокурор Владислав Богатский.

    - Завтра меня заснимут, как перехожу дорогу в неустановленном месте, и будут шантажировать, - устало говорит он.

    Разговор у нас случился неожиданно откровенный. Тындинский прокурор грустно делился о своем одиночестве (он в городе всего несколько месяцев, а жена с ребенком категорически не хотят переезжать в такую даль). Жаловался, что уволилась завканцелярией, и он вязнет в потоке бумаг, разбирая их до глубокой ночи. Что поток жалоб от народа напоминает местную речку в весеннем половодье. Что разговоры о его заработной плате сильно преувеличены. Достаточно исповедально уставший страж закона делился мыслями о том, что скоро установит в кабинете видеокамеру, чтобы оградить себя от возможных провокаций.

    Только не было в его монологе и слова о том, что прокурорские погоны обязывают не пьянствовать в общественных местах и не разговаривать с народом на зэковском сленге. Что есть даже официальный кодекс прокурорской этики, который четко регламентирует правила поведения сотрудников прокуратуры.

    Сам же экс-прокурор Токарев по телефону общался со мной мило и вежливо.

    - Давайте завтра созвонимся и обязательно пообщаемся, - говорил он заезжему корреспонденту. На другой день его трубка уже не отвечала. "Наградой" за мое упорство была эсэмэска, присланная Алексеем Геннадьевичем: "Извините встреча не получиться. Уехал по личным делам в Якутию. Связь обрывается. Всего доброго".

    Пунктуацию и орфографию менять не смею.

    Боец в женской камере

    Чуть больше года назад местные интернет-сайты "порвало" видео, на котором был запечатлен заместитель начальника Ивановской колонии капитан Сергей Зычков. Офицер пенитенциарной системы пинками воспитывал женщин-заключенных. Бил кулаками по лицу и в висок.

    Сей боевик под дикий хохот снимали его коллеги, видео долго бродило по рукам и мобильным телефонам "господ офицеров", пока не выплеснулось в Интернет.

    Зычкова тут же заключили под стражу, следствие установило, что он с мая по июль 2009 года трижды избивал заключенных женщин.

    "Боец" в погонах быстро и чистосердечно раскаялся, попросил судебное заседание проводить в особом (сокращенном) порядке.

    - Это особый тип женщин, которым такое воспитание даже полезно. Давайте махнем шашкой и лишим человека свободы! - эмоционально отрабатывал адвокат Зычкова свой гонорар.

    Хотя капитан обвинялся по статье 286 УК РФ "Превышение должностных полномочий", максимальное наказание по которой 10 лет лишения свободы, суд принял бесконечно гуманное решение, назначив условное наказание сроком на три года и восемь месяцев. И на полтора года ему именем России запретили занимать ответственные должности.

    Из зала суда воспитатель-исправитель вышел с улыбкой от уха до уха.

    Спать. Суд идет!

    Хитом народного проката стало видео, на котором сладко спал во время судебного заседания заместитель председателя Благовещенского суда по уголовным делам Евгений Махно.

    В мантии в своем рабочем кабинете он во сне "слушал" прения сторон. Скандал случился грандиозный.

    Махно написал заявление о досрочном сложении полномочий, квалификационная коллегия амурских судей его просьбу удовлетворила.

    Правда, амурское судебное сообщество во всем обвинило прессу, которая, дескать, нагнетает обстановку. А заодно выразило мнение, что эта видеозапись "высветила проблему колоссальной нагрузки, которая ложится на судей". Что до сих пор не прописана норма дел, которую судья обязан всесторонне изучить и вынести по ним свои вердикты. Впрочем, народ от жалости к судьям, терпящим нечеловеческие муки, так и не заплакал.

    Кстати, уснувший судья Махно за прошлый год рассмотрел (во сне и наяву) 38 уголовных дел.

    - Это немного, - со знанием дела признают его коллеги и добавляют: - То, что случилось, - это закономерность. Он грамотный парень, даже профессиональный. Но вечно опаздывающий, несобранный и безалаберный по жизни.

    Председатель квалификационной коллегии судей Амурской области Александр Першин сказал буквально следующее:

    - Мы фактически создаем определенный прецедент. Это фактически "убийство" нормального судьи. Человек он остается живой, но убили хорошего судью. Определенная категория лиц добилась такого решения...

    На том "спящем процессе" судья Махно вынес обвинительный приговор двум благовещенцам - Сергею Хабарову и Андрею Налетову, признав их виновными по статье "Мошенничество" и приговорив к пяти годам лишения свободы.

    В их виновности в Благовещенске мало кто сомневается. Обе фамилии стали чуть ли не нарицательными. Созданная ими фирма "Новый дом" собрала с доверчивых горожан порядка двадцати миллионов рублей на долевое строительство жилья. Люди так и не увидели ни жилья, ни денег.

    Один из обманутых дольщиков, журналист Павел Савинкин, считает приговор справедливым. Справедливости его семья дожидалась восемь лет.

    - Я воспитан на фильмах, где звучат фразы, что "вор должен сидеть в тюрьме", а те, кто оставил меня без квартиры, - это воры в моем понимании, - убежден Павел.

    Сегодня в Благовещенске работает московский адвокат, который делает все для того, чтобы дело его подзащитных было пересмотрено.

    Знакомые следователи, грустно улыбаясь, поведали, что зачастую такие дела и заканчиваются условными сроками.

    - Их легко развалить в суде, потому у нас мошенничество, как банальный насморк общества. А это реально страшно, - признавался маститый сыщик.

    Тайнопись системы

    Что характерно: все эти язвы правоохранительной системы, по сути, были вскрыты методами, далекими от, так сказать, "качественной диагностики".

    Отставной начальник угрозыска Олег Поляков, обличающий быдловатого пьяного прокурора Токарева, сам находится под следствием по "популярной" полицейской статье "За превышение должностных полномочий".

    Благовещенский блогер Владислав Никитенко, который выложил видео с компроматом на судью Махно и вмиг ставший популярным, ничуть не был смущен, когда его назвали журналистом. На деле Владислав давно нигде не работает, что не мешает ему разъезжать по стране и республикам бывшего Союза и заниматься "правозащитной деятельностью". Одно из последних его возмущенных обращений в прокуратуру было о том, что российские гербы на ограде амурского областного суда расположены оскорбительно низко к земле. Он - завсегдатай местных интернет-форумов и занимает уверенные позиции в тройке лидеров по количеству хамских реплик и по числу ограничений доступа на форумы.

    Тут все сошлось. Святое и грешное. Бикфордов шнур обличения запаливают личные обиды, антипатии и амбиции.

    Система же своих не сдает до последнего. Минимум открытости с прессой, максимум раздражения. Система привыкла так жить. На процессе со спящим судьей ни адвокат, ни прокурор не возмутились самим этим фактом. Об этом нет ни слова в протоколе судебного заседания. Что это? Их профессиональное равнодушие или полная беспомощность перед системой, которая завтра выплюнет на улицу уже тебя, оставив без жалованья и пенсиона. Народу же остается одно - тайная видеозапись служебного и человеческого безобразия и ее обнародование. Возможно, для того, кто заливает компромат на "Ютуб", это лишь игра с внезапно пришедшими на руки козырями. Но для тех, кто знакомится с выложенными документальными кадрами, это нечто большее. Все-таки никто не хотел бы, чтобы его судьба решалась сквозь чей-то сон. Или целиком зависела от чьих-то представлений о пользе кулачного воспитания. К сожалению, пока такой вот дурнопахнущий способ остается единственно эффективным средством: выждать момент, когда недостойный служитель закона посадит пятно на свой мундир, запечатлеть его во всей красе и слить в Интернет.

    Интернет - и прокурор, и судья?

    Лариса Паутова, социолог:

    - Лично я вижу огромное преимущество Интернета и для карьеры, и для обучения, и для гражданского общества. Но и мы должны стать другими. Наши морально-нравственные представления отстают от новых технологий, которые, чтобы быть использованными во благо, требуют абсолютной порядочности.

    Мы живем в прозрачном обществе, где тебя могут заснять в любой момент и в любой момент выложить на всеобщее обозрение. Эта прозрачность вынуждает нас все время быть подтянутыми, быть в тонусе. Конечно, это ставит нашу приватность под вопрос, но надо привыкнуть к этому. Тем более, когда ты на работе. Тем более, если ты человек публичной профессии.

    Ольга Маховская, психолог:

    - Надо понимать, что Интернет всех делает уязвимыми. Здесь работают законы публичности. Ты не можешь управлять ни своей биографией, ни образом. Многие люди изо всех сил ищут такой популярности, потому что в реальности все мы недолюбленные, не получившие достаточного признания. Нам не хватает реальной связанности с другими людьми. Когда мы выходим в Интернет, есть такая инфантильная надежда на то, что там будет все только хорошее. Но на деле получаем другое, вплоть до катастрофических последствий. В этом смысле Интернет коварен и жесток. Эффект от него бывает очень трудно спрогнозировать.

    Подготовила Татьяна Владыкина

    Опрос "РГ"
    Поделиться