- Я еще был студентом, когда написал портрет Михаила Водопьяного, знаменитого полярного летчика, Героя Советского Союза. Собственно, с этого и начались мои портреты людей войны, я ведь не к датам их пишу, а с преклонением и восхищением перед их подвигами, - говорит Александр Шилов.
- Отдельная серия в Вашем творчестве - портреты разведчиков. Тут и Герой Советского Союза Геворк Вартанян, и Джордж Блейк, и Герой России Алексей Ботян. Три легенды советской разведки.
- За эту серию я две премии получил. Одну от ФСБ, а вторую - от СВР (Служба внешней разведки). Для меня это честь большая. Я этим горжусь!
Разведчики - уникальные люди. Вот, например, Геворк Андреевич Вартанян. Знал семь языков, 47 лет был нелегалом вместе с женой. Одним указом их наградили: Геворка Андреевича - званием Героя Советского Союза, а его супругу Гоар - орденом Красного Знамени. Одна из самых знаменитых операций Вартаняна - Тегеранская конференция. Тогда Черчилль, Рузвельт и Сталин собрались на конференцию, а Гитлер направил в Тегеран спецотряд, чтобы уничтожить этих лидеров и этим изменить ход войны. Вартаняну поручили сформировать контротряд, чтобы вычислить и обезвредить немецких спецов, что Геворк Андреевич и сделал. А было ему тогда лишь около 20 лет.
- Встречаясь с разведчиками, вы поняли их тайну?
- Я понял, что без разведчиков, которые обеспечивают безопасность страны, без Службы безопасности России государства быть не может. Разведка - это первая линия обороны. Там работают удивительные люди, они - настоящие патриоты. Отдавать свою жизнь и здоровье, каждый день находиться в стрессовом состоянии. И все это - ради нас с вами, ради Родины! Меня это всегда поражало и восхищало. Я просто преклоняюсь перед ними. Благодарен бывшему директору разведки генералу армии Лебедеву Сергею Николаевичу, величайшему патриоту с добрым и чистым сердцем, который познакомил меня с выдающимся разведчиком Геворком Андреевичем Вартаняном, с разведчиком Джорджем Блейком, также многое сделавшем для нашей страны. Руководитель пресс-бюро СВР Сергей Николаевич Иванов, познакомил меня с разведчиком Алексеем Ботяном, Героем России.
- Не каждому доводилось писать портреты героев разведки. Какая есть в этих бойцах невидимого фронта особенность?
- Умение держать язык за зубами. Выдержка. Ум. Психология. Но главное - преданность и любовь к Родине, которой они целиком отдают жизнь до последнего вздоха!
- Мне, судя по портретам, показалось, что в чертах разведчиков, помимо силы и собранности, есть еще и грусть.
- Есть действительно, потому что они страдали от разрушения великой державы СССР, за которую они отдавали жизнь! Президент Путин сказал, что если у человека есть сердце, он не может не страдать об уничтожении СССР. Может быть. Мы много беседовали с Геворком Вартаняном. Я не расспрашивал его о секретах работы, не имел права. Что он мог, то сам мне рассказывал. Но грусть, наверное, была в его глазах. Ведь нередко факты их героического прошлого искажаются. Они видят, что некоторые их устремления и мечты не сбылись.
И мне очень приятен его отзыв о моей работе: "Александр Максович - исключительный человек. Я был счастлив все те дни, что провел с ним, поскольку увидел в нем не только Маэстро, художника высокого класса, но и патриота, беззаветно любящего свою Родину и отдавшего ей все, что имел. В портретах Шилова, на мой взгляд, отражена история России".
- В зале "Они сражались за Родину" есть отдельная серия портретов удивительно красивых женщин, прошедших войну. Например, сильная и величественная летчица Надежда Попова, знаменитая "ночная ведьма".
- Потрясающая женщина. За ее плечами 852 ночных вылета на фанерном самолете "У-2". Она рассказывала, что вылеты совершались без парашютов, которых не хватало. А ведь малейшее попадание в самолет - и деревянная конструкция воспламенялась. Надежда Васильевна Попова говорила, как, бывало, они с подругой летели крыло в крыло, на расстояние 10 метров. И вот, в самолет подруги попадает пуля, самолет загорается, боевая подруга кричит, сгорает заживо, а ничего сделать нельзя... Такая биография не может не отразиться на человеке. На таких людях, как Надежда Васильевна Попова, строится государство. На их подвигах и рассказах о войне стоит воспитывать новое поколение. Нет выше подвига, чем родине служить, народу. Поэтому я писал портреты героев войны и буду продолжать их писать. Это для меня и есть святые люди! На чьих подвигах надо воспитывать подрастающее поколение, будущих защитников Отечества, иначе некому будет защищать Родину!
- Надежда Васильевна ведь - женщина с характером. Вам не сложно было с ней работать?
- Нисколько. Умная, тонкая, красивая, добрая. С ней общаться - одно наслаждение. Как и с еще одной моей легендарной знакомой Натальей Владимировной Малышевой, матушкой Адрианой. В войну пошла медсестрой на фронт. И вот история - командующий Константин Рокоссовский, узнав о том, что она в совершенстве владеет немецким языком, лично предложил ей пройти курсы разведчиков. После учебы - забросили в тыл врага, девушка должна была прослушивать разговоры. После войны Малышева поступила в авиационный институт и по окончании войны работала у конструктора Сергея Королева. Дальше, так сложилась жизнь, развелась с мужем. Детей не было. И уже в зрелом возрасте Малышева ушла в монастырь, где прожила лет 15, прежде чем стать матушкой Адрианой. Помню, пришел к ней в Пюхтицкое подворье на Кузнецком мосту. Там мы познакомились, а потом я пригласил матушку в галерею. Так родилась жанровая картина: матушка с молодой послушницей, которой показывает свою гимнастерку с орденами. А каждый орден - это кровь, это смертельный риск. Малышева была участницей и Курской, и Сталинградской битвы. Вот на картине она как раз и рассказывает о тех боях. Зрители молятся на её образ, говоря, что они смотрят на матушку Адриану, как на икону. От неё идёт свет благодатный!
- Обратила внимание на один портрет. Называется "Забытый". Необычная по композиции работа, словно в военное время и написана. Мужчина, сигареты "Прима", спички, черствый хлеб, жестяная кружка с чаем... А дата - 1985-й год.
- Этот ветеран так жил, в одиночестве. Там еще на заднем плане, видите, запыленные медали. Когда на них смотришь, сердце ноет. Думаешь: человек всю свою жизнь и здоровье отдал защите страны и что у него в итоге?.. История этой работы интересна. Я приехал в Тверскую область писать портреты стариков. И вот нашел этого героя. Живет он в избе. Одинокий, остался без жены, хромой. Был артиллеристом в войну и ему "перешили" одну ногу после ранения. Когда мы с ним разговаривали, он мне сказал: "В эту зиму я замерзну". Не было у него сил даже дрова принести. Я советовал ему обратиться в райсовет, попросить помощи, но он мне ответил: "Никому я не нужен". Потом я как-то еще приезжал в соседнюю деревню, останавливался у знакомых, которые и моего героя знали. У них я выяснил, что действительно той зимой мой забытый герой замерз без дров - от жестокости, неблагодарности людей.
- Человек сложной судьбы, наверное, непросто было договориться с ним, чтобы позировал для портрета?
- Приходил я к нему с четвертинкой водки. Иначе он позировать не соглашался. Скучно ему было. Так что пока он еще мог меня терпеть часа два. А потом - давал понять, что я должен уходить из избы. Каждый день, когда шел к нему, думал: только бы он не напился. Так неделю ходил и писал с большим желанием.
- Еще есть картина, с похожим настроением - "В день рождения Ариши". Картина проникнута болью, а герой - со стопкой водки.
- Яков Никифорович, прошел три войны: Первую мировую, Финскую, Великую Отечественную. Как-то я приехал в Поленово, на родину Василия Дмитриевича Поленова, знаменитого художника. Снял комнату у одной старухи, картина с ней тоже есть в экспозиции галереи, называется "С базара". Эта старуха делает соления, которыми и торгует на рынке... Когда приезжаю в провинцию, то иду обычно по деревне и ищу, кого бы мне написать. И увидел, как старый мужчина убирает сено. Заглянул я в его глаза, а они бездонные, детские, чистые, голубые. Посмотрел на руки, развитые от непосильного труда, руки человека, побывавшего на войне. Мгновенно понял, что это мой герой. Он страдал, его жена умерла. И вот, в день рождения жены, Яков Никифорович садился с лафетничком водки. Не напиться, а помянуть супругу. Этот момент я и изобразил. Состояние души одинокого человека, который потерял свою любимую Аришу. Многие плачут у этой картины.
- Если продолжать разговор о неизвестных героях войны, то одна из ярких работ - портрет "Брошенный". Ветеран в орденах сидит с протянутой рукой возле пятизвездочного отеля. Посмотришь, так за нас как-то стыдно становится.
- Однажды я шел возле "Елисеевского" магазина на Тверской в компании моего приятеля - фотографа и бывшего военного разведчика - Ивана Александровича Чернова. Смотрю, возле магазина сидит странная фигура. На профессионального нищего не похож. Он даже стеснялся руку протянуть, стоял неуверенно, оглядывался... А я стеснялся к нему подойти. Вот и попросил завязать разговор своего приятеля, выяснить, согласится ли мне этот человек позировать. Но он отказался. Потом как-то шел из галереи, мимо "Националя", смотрю - он опять сидит. Рискнул подойти. Не знаю, как у меня хватило смелости. Мы разговорились. Оказалось, что он был в войну летчиком. И пенсия у него приличная. А на улицу он вышел потому, что у него на содержании - больной сын и престарелая жена. Даже его большой военной пенсии с доплатами на лекарства не хватает. Вот он и просит милостыни возле мест, где проходят богатые люди. Помню его фамилию - Лемешев. Он совсем не пил, приходил ко мне в мастерскую, позировал.
- Есть у вас и трогательный двойной портрет "Солдатские матери", две согбенные фигуры, отогревающиеся возле печки.
- Этих женщин я нашел в Калужской области. После войны они остались вдовами. Потеряли мужей, детей. Вот они и жмутся у печки друг к другу, стараясь согреться от одиночества, вспоминая который раз свою жизнь!
- В картине заметен акцент на женские руки.
- Руки - это вторая биография человека. Столько тяжести они перенесли за всю жизнь! В это лето я ездил дважды в Саратовскую область, где в деревне писал прожектористку, участницу войны Клюеву Любовь Ивановну. У нее руки - не у каждого мужчины такие. Сильно развитые от тяжелейшего труда.
- Но ведь красивые.
- Очень красивые. А глаза у нее - чистые, добрые, как две незабудки у реки. Мне жаль, что поколение ветеранов уходит. Они не озлобились от того, что жили без единого выходного дня, что работали они без устали. Им можно всю свою жизнь рассказать, и они тебя не осмеют, не осудят, выслушают по-доброму. Поразительно чистое поколение. Они никогда не жалуются. Придешь, бывало, к какой-нибудь женщине, предложишь ее нарисовать. Говорит: "Я богата". Откроет сундук, а там лежит одно платье. Но - действительно ведь, - богата. Старики живут сердцем, душой, с чистыми помыслами.
- Как тогда передать эти ценности другим поколениям? Только ли через искусство?
- Пропагандировать их жизнь на государственном уровне. Они должны быть героями наших дней. Мы в галерее проводим патриотические вечера, встречи с ветеранами. Ветеран разведки Алексей Николаевич Ботян приходил к нам в гости. На такие встречи мы собираем курсантов военных училищ, будущих защитников Родины. Геворк Вартанян тоже был участником такого патриотического вечера, рассказывал о своей работе. Я такие вечера называю "От сердца к сердцу". Стараемся вести и другую общественную работу. Приглашаем к нам в гости детей с ограниченными физическими возможностями. Устраиваем для них бесплатные концерты. Ведь искусство формирует дух народа. Оно должно очищать и облагораживать людей, вести их к возвышенным и добрым чувствам!
- Александр Максович, как бы вы сформулировали, в чем сила советского и российского солдата?
- Сила солдата именно в любви к Родине. В его вере в Россию, в свой народ! Посмотрите, к примеру, на портрет полковника Василия Алексеевича Попова. Он похож на старца, отшельника. Был пограничником, воевал еще на Финской войне, прошел Великую Отечественную. Служба на границе - очень тяжелая. А после войны он ушел в Донской монастырь. Или епископ Василий (Родзянко). Во время войны участвовал в сопротивлении. Священник в классическом смысле, внук председателя Государственной Думы при Николае II. Интеллигентный человек, вырос за границей. Скитался, закончил свою жизнь епископом в единственной потертой рясе. Умер в однокомнатной квартире в Вашингтоне. Иногда приезжал в Россию, и в эти свои визиты находил время, чтобы позировать мне для портрета. Человек удивительной чистоты и силы духа.
А сколько великих артистов прошли войну. Актер и режиссер Евгений Матвеев, Владимир Этуш, который был серьезно ранен. Ян Абрамович Френкель, Виктор Розов, Сергей Бондарчук. Всех их объединяет жертвенная любовь к отечеству. Так судьба распорядилась, что они ушли на фронт. Не отсиживались в тылу. А на их фильмах, песнях, спектаклях, воспитывались настоящие люди. Не одно поколение выросло, скажем, на картине "Летят журавли", снятой по мотивам пьесы Виктора Розова. Не одно поколение слушало песни Яна Френкеля. Сергей Бондарчук, тоже ведь фронтовик, снявший удивительные картины о войне - "Они сражались за Родину", "Судьба человека". И рядом с ними - портрет безногого солдата. Пулеметчик на тележке, который стал инвалидом на фронте в 19 лет. Жил в хрущевке на пятом этаже и каждый день на руках поднимался в квартиру, потому что в доме не было лифта. И он не спился. И по электричкам не ходил, милостыню не просил. Женился, сына они родили. Тоже ведь великий человек!
- Вы не раз говорили, что путь реализма - тяжелый путь для художника. А все ли эмоции можно выразить в этом направлении?
- Только так, другого пути нет. И все великие художники прошлых времен каждую минуту работали над совершенствованием своего мастерства. Если художник не владеет мастерством, то он останется художником только в душе. Просто не сможет выразить себя. Также, как и писатель не может не владеть грамотой, чтобы выразить свои чувства и мысли.
- Знаю, что подавляющее большинство ваших картин отдано государству. Зачем?
- В 1996 году у меня в жизни случилась страшная трагедия. Я тогда обратился в Государственную Думу к Геннадию Селезневу. Не знал, как дальше сложится моя жизнь и решил все работы завещать государству. А к тому времени накопилось много обращений от людей к руководству Государственной Думы и руководству страны, а также министру культуры, сделать выставку моих работ постоянно действующей! Поэтому у меня было моральное право, и я решил обратиться в Государственную Думу с предложением подарить все имеющиеся у меня картины стране. Вопрос был поставлен на пленарном заседании Госдумы. Учитывая любовь народа к моему искусству, его воспитательное значение и высокохудожественную ценность, Государственная Дума приняла единогласно постановление учредить Московскую государственную картинную галерею и назвать ее моим именем. После чего состоялось постановление Правительства Москвы. Для меня великая честь, что все фракции тогда единогласно высказались за создание Государственной картинной галереи имени Шилова. Исполняя постановление Государственной Думы об учреждении государственной галереи Народного художника СССР А.М. Шилова, ее председатель Геннадий Селезнев обратился в Администрацию президента с просьбой выделить особняк под галерею в центре города. Управляющий делами президента Павел Павлович Бородин пригласил меня в Кремль и показал три отреставрированных зала Кремля, сказав: "С президентом Ельциным мы договорились, он является поклонником Вашего творчества, предлагаем Вам эти три зала под экспозицию картин". Для меня это было великой честью. К сожалению, я был вынужден отказаться из-за того, что Кремль - режимный объект и народ не сможет свободно посещать выставки. После этого Государственная Дума обратилась к правительству Москвы с аналогичной просьбой. Вскоре Московское правительство выделило под эти цели особняк на улице Знаменка, дом 5, где 31 мая 1997 года состоялось торжественное открытие галереи, а я дал обещание, что все, что пишу не на заказ, а на заказ я пишу только три процента работ, - отдам государству. В настоящее время я подарил Родине 935 работ живописи и графики. В галерее представлена большая серия портретов врачей, артистов и деятелей культуры, священнослужителей, стариков и старух, пейзажей, графических работ, а также произведения, написанные в технике пастель. В настоящее время в галерее открыта выставка "Непобедимые", приуроченная ко Дню защитника Отечества. На этой выставке представлено более 40 проникновенных полотен, посвященных героям Великой Отечественной войны, на которых изображены известные и неизвестные люди, которые отважно, не жалея жизни, сражались за Родину. Эти люди достойны того, чтобы ставить им памятники и на них воспитывать молодое поколение. Я горжусь тем, что в нашу галерею едут со всех концов страны! И меня часто спрашивают, не жалко ли мне дарить картины государству. Когда я вижу благодарные глаза людей, а часто со слезами, которые выражают мне благодарность, что я дарю свой труд народу, о жалости не может быть и речи. Для любого творческого человека важно чувство, что его искусство нужно и понятно людям. Это для меня всегда было главным критерием качества, заполненные книги отзывов говорят о том, что мое искусство нужно людям, и я этим дорожу и горжусь. За годы работы галерея дважды удостаивалась первого места в конкурсе "Золотое кольцо". Среди многочисленных официальных лиц посетивших галерею были: Президент Республики Беларусь, А.Г. Лукашенко: "Такие вещи может создать только по-настоящему знающий жизнь человек. Глаза Ваших героев потрясающие. Высочайший реализм! Спасибо"; Президент Республики Казахстан, Н.А. Назарбаев: "Еще раз восхищен гражданским, патриотическим поступком моего старого друга Александра Максовича Шилова, подарившего народу труд своей жизни. Его картины, безусловно, творение великого художника. Здоровья, счастья, новых творений тебе, дорогой Александр Максович". Галерея и я особенно гордимся посещением галереи Президента В.В. Путина, который, осмотрев экспозицию галереи, высоко оценил мое искусство, патриотическую и общественно-культурную деятельность галереи: "С благодарностью и восхищением. Успехов", - записал он в книге отзывов.
- То есть тот небольшой процент работ, что идут на заказ, вас полностью обеспечивает?
- Мне же нужно себя содержать, купить краски, рамы, холсты. Содержать мастерскую и квартиру. Я и в галерее работаю, являюсь ее художественным руководителем.
- Александр Максович, правда ли, что у вас нет учеников?
- Преподавать я пробовал, но у меня на это просто не хватает времени. Каждый день до полудня я должен отдать своей художественной работе. Я без этого просто не могу жить. Я себя начинаю ненавидеть, если не поработаю хоть один день. Это мой воздух. Потом иду в галерею. Но, если ко мне приходят, молодые художники, просят совета, никогда не отказываю. Всегда подскажу, что могу.
- Но ведь нужно же как-то навыки передавать, учить технике, мастерству?
- Нужно восстанавливать преподавание в художественных школах, студиях, институтах. Восстанавливать именно в том направлении, в котором преподавали в Российской академии художеств. Учить нужно не тому, как творить, а изобразительной азбуке. Учить анатомии, перспективе - всем тем наукам, без которых нельзя быть художником, какой бы человек ни был талантливый от природы. Художник - не тот, кто рисует. Художник - это состояние души. Он должен заставлять думать, страдать, радоваться, сопереживать. Должен пропускать через свое сердце, то, что хочет написать на полотне. Задача художника - достучаться до сердца зрителя. Но начинается все с техники, с мастерства. Критерии мастерства нужно восстанавливать, воспитывать, ровно так же, как и понятия о чести, достоинстве, любви, доброте, благодарности, патриотизме. Эти возвышенные качества должны быть незыблемы. Они объединяют людей. Они должны жить в человеке постоянно, без этих качеств нет нравственного общества, человека, а значит, нет желания служить отечеству, что самое главное и святое! Беречь Родину постоянно помня, сколько крови за нее пролито нашим народом!