Инициатор закона - бывший "оранжевый", а сейчас внефракционный депутат Сергей Мищенко - предлагает законодательно закрепить запрет для украинских чиновников брать из государственных и муниципальных музеев картины для "интерьерного оформления служебных помещений". "Наши чиновники сегодня имеют возможность получать в свое распоряжение музейные картины. Написал обращение к дирекции музея, находящегося на его территории, - и пусть только директор-бюджетник попробует отказать. Куда потом деваются картины, не могут разобраться даже в прокуратуре. Поэтому я предлагаю законодательно ввести норму, по которой все музейные предметы и коллекции относятся к предметам общего пользования, а их передача в личное пользование запрещена", - пояснил "РГ" автор закона.
В сущности, сам законопроект Мищенко состоит из поправки к действующему закону "О музеях и музейном деле" и не содержит норм, позволяющих контролировать его исполнение. Разве что увеличен в два раза штраф за нарушение порядка передачи и хранения музейных предметов.
Как бы то ни было, но проблема пропажи музейных ценностей, переданных в пользование местным и центральным властям, давно стала для Украины одной из самых болезненных. Наиболее громкий случай такого хищения связан с Киевской городской государственной администрацией (КГГА), мэрией. Там с 1998 по 2008 годы "растворились" почти полсотни картин известных украинских художников, в частности Сергея Шишко, чьи полотна на международных аукционах уходят за десятки и сотни тысяч долларов. Всего Музей истории Киева, откуда полотна попали в чиновничьи кабинеты, недосчитался при инвентаризации 111 предметов хранения на общую сумму в пять миллионов долларов. Справедливости ради отметим, что все еще не пропавшие и находившиеся в помещениях КГГА картины киевские чиновники музею вернули.
В минувшем же году в скандал оказался замешан Кабинет министров Украины. Где-то на его просторах потерялись две картины классика советского импрессионизма Николая Глущенко. Точнее, в музей по окончании договора о хранении вернулись копии картин. Пропадали также картины из здания МИД, областных администраций, и даже - из администрации президента Украины. Неудивительно, если учесть, что до сих пор у многих музейщиков и искусствоведов вызывает вопрос то, как за считанные годы Виктор Ющенко умудрился собрать крупнейшую на Украине коллекцию артефактов Трипольской культуры: ведь эти экспонаты шеститысячелетней давности редко продаются на барахолках.
"Таких случаев сотни. Как это работает: чиновники пользуются подчиненностью и стесненностью музеев, тем, что в экспозиции находится в лучшем случае одна десятая фонда. Чиновники просят картины из запасников для оформления кабинетов - мол, так эти картины больше людей увидят, они будут висеть в тепле и сухости, и так заключают договора об индивидуальном хранении, "мы же вас не обманем". Отказать им сложно, особенно если музей - местного подчинения. Потом чиновники уходят в отставку, переходят на другую работу, меняется дирекция музея, и полотен больше найти нельзя. Я уже не говорю о том, что в половине музеев уровень охраны не соответствует ценности хранимых там вещей. Можно вспомнить, как легко и просто в Одессе четыре года назад похитили "Взятие Христа под стражу" Караваджо", - описала "РГ" беды украинских музейщиков главный хранитель Национального художественного музея Украины Юлия Литвинец.
В пресс-службе Министерства культуры Украины, где недавно поменялся глава, "РГ" затруднились рассказать, сколько картин из государственных музеев сегодня находится во властных кабинетах и сколько из них еще присутствует на территории Украины. "Такой статистики у нас нет, и она пока не ведется. Закон о запрете на передачу музейных экспонатов в частное хранение мы поддерживаем", - лаконично ответили в министерстве культуры.
К слову, на сегодняшний день до суда дошло всего одно дело против госслужащих, намеренно укравших картину: пять лет получили сотрудники милиции, замешанные в краже полотен Ивана Григорьева, которые вывозились из музея города Умань на выездную выставку... в районный отдел милиции.