Одни считают ее, пусть и не идеальным, но работающим и пока что единственным механизмом, хоть как-то сдерживающим поток околонаучной халтуры и натиск граждан, желающих остепениться без достаточных на то оснований. Другие, уже не стесняясь в выражениях, называют ВАК едва ли не самым архаичным пережитком советской бюрократической системы. И говорят, что эту непрозрачную, но громоздкую пирамиду бессмысленно перестраивать, а как рудимент ушедшей эпохи давно пора списать в утиль.
Наиболее часто встречающиеся мнения мы свели к трем вариантам. И предлагаем читателям "Росийской газеты" не просто оценить, какой из них ближе всего лично вам, а проголосовать за него. Сделать это можно в анонимной форме или открыто, с личным комментарием.
Результаты опроса проанализируем и сообщим о них в газете. А кроме того уже в начале следующей недели передадим их вновь назначенному председателю ВАК, ректору Российского университета дружбы народов (РУДН) Владимиру Филиппову, который приглашен в среду, 27 февраля, на "Деловой завтрак" в "Российскую газету".
1. ВАК и вся система аттестации должны оставаться под контролем государства, а реформы в этой сфере могут проводиться только при условии их предварительного, широкого и гласного обсуждения в научно-образовательном сообществе. Документы, подтверждающие ученую степень, научное звание, и дающие право на надбавку к зарплате, должны быть единого, общероссийского образца.
2. Ныне существующий в России механизм аттестации научных и педагогических кадров высшей квалификации нуждается в коренной перестройке. Следует определить переходный период и разработать "дорожную карту" поэтапной передачи полномочий в этой сфере - от федеральных структур непосредственно в вузы и научные организации. При этом ВАК целесообразно преобразовать из надзорно-разрешительного органа в высшую апелляционную инстанцию, куда может обратиться за разрешением спора соискатель (и только он) ученой степени или научного звания в случае несогласия с вердиктом своих коллег.
3. ВАК как инструмент и форма общественно-государственного контроля в сфере аттестации кадров себя изжил, в рыночных условиях демонстрирует неэффективность, пронизан коррупцией и подлежит упразднению. Присуждение ученых степеней, научных званий, а также введение на этом основании надбавок (квалификационного коэффициента) к зарплате должны стать правом и ответственностью научных, образовательных и научно-образовательных учреждений.