На ее базе планируется развивать товаропроводящую сеть. Сейчас 350 компаний имеют почтовую лицензию. В стране меняется механизм, по которому люди совершают покупки, многие заказывают их через Интернет.
Поэтому при разработке 85 редакций закона был сделан акцент на развитие товаропроизводящей сети. Так как в ее отсутствие сдерживаются многие экономические инструменты - развитие электронной коммерции, средний и малый бизнес, считают в ведомстве.
Можно, что угодно перевести в электронный вид, но нужно товары каким-то образом доставить, отметил замминистра Денис Свердлов на "круглом столе", посвященном этому вопросу.
Законопроект "О почтовой связи" хотя и отправлен в правительство, но дискуссия по его содержанию не остановилась. И, скорее всего, в Госдуме, куда законопроект по плану должен поступить в конце марта, споры о дальнейшем развитии почты продолжатся.
"Складывается ощущение, что, обсуждая Закон "О почтовой связи", речь идет о "Почте России". Очевидно, что это предприятие является значимым почтовым оператором, занимает значительную часть рынка. Но законопроект направлен на развитие отрасли, а не предприятия", - утончил Свердлов.
В законопроекте вводиться понятие универсального оператора. И пока таким операторам может быть только "Почта России", но в будущем их станет несколько, прогнозирует он. Если другая компания будет способна осуществлять операторские услуги на инфраструктуре, то и она может получить лицензию универсального оператора. Никаких ограничений здесь не вводится.
Есть понятие в законопроекте и уполномоченного универсального оператора. Его назначает государство. И он будет отвечать за ведение единого адресного пространства, доставку пенсий и печатных изданий, помимо предоставления универсальной почтовой услуги. Универсальный оператор может оказывать другие услуги, в том числе курьерскую доставку. В законопроекте введено разграничение на курьерскую и почтовую услугу. Одновременно снято ограничение на акционирование Почты. При этом у почтовиков появятся новые форматы обслуживания, прописанные в законе: почтоматы, мобильные отделения, возможность оказания услуг в электронном виде по отправке корреспонденции. "И этим документам придается определенный юридический статус, как и бумажным традиционным телеграммам сейчас", - пояснил Свердлов. И добавил. Очевидно, новая редакция закона не решит проблем почтового предприятия. Но не в этом главная его задача. Задача закона - определить новые правила игры для отрасли. А все, что касается развития Почты, то это отдельное поручение правительства, по которому работает министерство.
Если говорит о подписке, то в обязанности почтового оператора будет входить обеспечение граждан возможностью подписаться на издание. Но в дальнейшем, если законопроект будет принят в нынешней редакции, то в обязанности почты не будет входить издавать свой каталог для подписки, отметил Свердлов. Она будет обязана обеспечить доставку издания читателю. И госсубсидии на это сохраняться, порядок по подписке здесь не изменится.
Сегодня финансовые услуги для почты являются лидером выручки. Этот сектор важен для развития отрасли. И в стратегии, которую выстраивает сама Почта, этим услугам придается большое значение.
Предлагается три сценария развития. Первый вариант - поддержание существующей модели бизнеса с умеренной реструктуризацией инфраструктуры. Он требует постоянного значительного финансового участия государства и не дает высокой эффективности.
Второй вариант направлен на значительное сокращение постоянных и неокупаемых затрат, подразумевает агрессивное - до двух третей - сокращение сети отделений почтовой связи.
Третий вариант предполагает ориентацию на рост объемов оказанных услуг преимущественно в письмах, посылках и финансовых услугах за счет перестройки логистических и сетевых процессов для повышения качества сервиса в соответствии с ожиданиями потребителей.
Именно третий сценарий позволяет обеспечить долгосрочное развитие бизнеса и одновременное выполнение социальной задачи Почты, однако его реализация требует активного содействия со стороны государства, считают в самом предприятии.