Вятский умелец сколотил портрет Шаляпина из гвоздей

На создание необычного изображения великого певца у кировчанина Анатолия Серебренникова ушло три с половиной года.

Анатолий Серебренников в поселке Нижнеивкино, что в полусотне километров от Кирова, - человек известный. Его дом на улице Солнечной давно стал местной достопримечательностью. К нему в прямом смысле не зарастает народная тропа, протоптанная отдыхающими в местных санаториях.

Полюбоваться действительно есть на что. Вокруг дома - целые инсталляции с множеством героев на темы картин и повестей русских художников и писателей. Да и крышу самого дома подпирают деревянные кариатиды и атланты.

Но настоящая "большая" известность пришла к нему после того, как умелец открыл новый необычный жанр - "портрет гвоздями". С тех пор как несколько лет назад миру был явлен портрет Леонардно да Винчи, "писанный" гвоздями, Анатолий стал героем нескольких шоу на федеральных телеканалах.

Во время очередных съемок в Москве и родилась совершенно случайно идея создания портрета Федора Шаляпина. В перерыве между съемками он зашел в Третьяковскую галерею, и там его поразил знаменитый ростовой портрет певца работы Валентина Серова. После галереи он зашел в библиотеку и попросил сделать для него ксерокопию портрета. И уже дома узнал, что через три с половиной года великому певцу исполнилось бы 140 лет. К этой дате он и решил приурочить свой самый большой портрет в "технике гвоздя".

Если с "холстом" проблем не было - им должен был служить лист толстой фанеры, то рамку Анатолий выбирал долго и тщательно. В конце концов решил, что она должна быть стилизована под любимые Шаляпиным березы. Но в качестве берез должна выступить... липа как наиболее легкий материал.

Фактически год ушел на ее обработку, сушку, вытягивание, чтобы не перекручивалась готовая рама из пластичного материала. Зато в результате всех этих манипуляций дерево вдруг обрело зеленоватый "естественный" оттенок. Затем пришла очередь холста. Поскольку Серов рисовал Шаляпина углем по мелу, Анатолий также забелил холст, чтобы "гвоздевая" копия получилась как можно ближе к оригиналу.

Затем расчертил холст на сантиметровые квадраты, провел линии, как должны пойти по холсту гвозди, сделал цветовую схему. А потом уже пришла очередь непосредственно металлической "составляющей" портрета.

Нужно было не только отобрать гвозди необходимого размера и набить их согласно чертежу так, чтобы своим наклоном они составляли похожий рисунок, но и "разрисовать" разные участки портрета нужным цветом. В одном месте понадобились черные вороненые гвозди, в другом - светлые оцинкованные. Для некоторых фрагментов гвозди пришлось даже отваривать, чтобы они обрели коричневатый оттенок, а часть портрета автор "доводил" шурупами. Причем весь "красочный" крепеж установлен не только на строго выверенном расстоянии друг от друга, но забит и ввинчен на разную высоту и под разным углом.

Неожиданная заминка возникла с золотыми "запонками". Как оказалось, в Кирове таких гвоздей нет. Выручила "заграница". О необычном хобби Серебренникова случайно узнали находившиеся в гостях немки. Приехали к нему из Кирова, разглядывали удивительный дом, дошли до портрета. Тогда и рассказал Анатолий о "запонках". И, вернувшись в Германию, они прислали ему "золотые" гвозди необходимого размера. Ими он и прибил последние "штрихи" к портрету.

Всего на портрет ушло 7450 гвоздей и шурупов. И вместе с холстом и рамой весит портрет столько, что в одиночку его даже поднять трудно.

Что Анатолий будет делать с необычной работой, он пока не решил. Первоначально думал предложить портрет железной дороге, чтобы его повесили на вокзале Кирова. Но потом от этой идеи отказался - в людской толчее он будет незаметен. Поэтому сейчас склоняется к тому, чтобы отдать его областной библиотеке имени Герцена. Там, по его мнению, и аудитория интеллигентная, да и никто никуда не спешит. Стало быть, портрет без внимания не останется.

Кстати, это четвертый "гвоздевой" портрет Серебренникова. Первый - Леонардо да Винчи - так и хранится у него. А два других ушли по "месту назначения". Портрет уроженца Вятки актера Александра Калягина увезли в Москву, а портрет писателя Александра Грина поселился в его музее в Кирове.

Сейчас "дозревает" портрет Моны Лизы, который Анатолий решил сделать в подарок к своему 70-летию. Юбилей у него через несколько лет. Так что время довести картину до ума еще есть.