В субботу, несмотря на праздник, состоялся первый совместный рейд, организованный силами сразу нескольких столичных департаментов и контролирующих органов, в частности, департамента торговли и услуг, жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства, Главного контрольного управления столицы, УФМС, Управления экономической безопасности и противодействия коррупции ГУ МВД России по Москве. Его целью было поверить, кто же работает в подземных ларьках столицы и на каких условиях.
…На часах 9.30 утра. Отправляемся в одно из самых оживленных мест города - на площадь трех вокзалов. Спускаемся в подземный переход, расположенный напротив входа в Казанский вокзал. "Предъявите ваши документы, разрешение на работу, санитарную книжку и копию договора об аренде", - обращаются сотрудники правоохранительных и контролирующих органов к женщине в первой попавшейся на пути палатке. Та сначала пытается закрыть дверь, потом долго смущается, прячась от объективов теле- и фотокамер журналистов, принимающих участие в рейде. Наконец, все-таки сдается. Выясняется, что из всех документов у нее есть только ксерокопия паспорта. При этом торгует ларек горячей выпечкой вперемешку с кока-колой по договору субаренды.
- К сожалению, сложилась такая практика, при которой все торговые места в подземных переходах арендует несколько крупных посреднических фирм, - комментирует ситуацию руководитель столичного департамента ЖКХиБ Андрей Цыбин. - Сейчас мы находимся в переходе, принадлежащем ГБУ "Гормост". У него подобных еще 86. Торговых мест в этих подземных переходах 1320. Но при этом прямые договоры аренды у "Гормоста" заключены только с 101 компанией. Остальная тысяча с лишним, как правило, индивидуальных предпринимателей - субарендаторы.
Как рассказал корреспонденту "РГ" руководитель ГБУ "Гормост" Юрий Иванков, арендаторы-посредники появились еще в 90-е годы прошлого века. Именно тогда эксплуатирующая столичное мостовое хозяйство организация заключила с ними бессрочные договоры, которые автоматически пролонгировались каждый год. "В договорах было прописано, что арендатор не имеет права сдавать принадлежащие ему площади в субаренду без согласования с нами, - поясняет Иванков. - Но у нас никто никаких разрешений не спрашивал и ничего с нами не согласовывал". Вместо этого крупные арендаторы, владеющие 20,30, 40 ларьками, просто пересдавали их частным предпринимателям по ценам в 10 (!) и более раз превосходящим те, которые назначал город. Так, если Гормост сдавал свои площади по стоимости в 19 тыс. рублей за кв. метр в год, то субарендатор платил посреднику в год уже 190 тыс. рублей за "квадрат". Например, один из индивидуальных предпринимателей, работающий в палатке в подземном переходе возле торгового центра "Московский", рассказал "РГ", что сегодня в месяц он платит 45 тыс. рублей за арендуемые 5 кв. м. Соответственно, в год выходит более полумиллиона. Если бы он имел возможность заключить договор напрямую с "Гормостом", годовая сумма уменьшилась бы примерно в пять раз.
- Главное контрольное управление Москвы проанализировало вопрос о взимании арендной платы с торговых точек, находящихся в подземных переходах, и пришло к выводу, что город ежегодно недополучает миллиарды, которые могли бы пойти на социальные проекты, - сообщила журналистам первый заместитель руководителя Главного контрольного управления Москвы Татьяна Сорокина. -
Так, сейчас ежегодные доходы от торговли составляют 160 млн рублей. А должны - примерно 2 млрд рублей. Разница между двумя этими суммами оседает в карманах крупных арендаторов.
Поэтому городские власти приняли решение перейти с 1 мая на рыночный механизм взимания арендной платы. Ставка для прямых арендаторов с этого времени будет повышена в среднем в 11,6 раза. Означает ли это, что уже в мае пешеходные переходы могут опустеть? Что там не останется ни одной торговой точки? "Заключайте прямые договоры с нами и спокойно торгуйте, - призывает всех предпринимателей Юрий Иванков. - Да, аренда дорожает, но для непосредственных продавцов она не вырастет, а в некоторых случаях даже понизится. Есть разные подземные переходы: с большей и меньшей проходимостью. Поэтому мы подходим дифференцированно. Для предпринимателей, работающих на наших объектах в спальных районах, ставка арендной платы повысится в 4-5,5 раз. Для тех, кто имеет бизнес в людных центральных переходах, повышение, естественно, будет больше. Но люди будут платить в бюджет, а не в частный карман".
При таком раскладе необходимость в посредниках отпадет сама собой. Прямые арендаторы не смогут в 11 раз повысить плату за свои услуги. "Владелец точки попытался повысить ежемесячную плату на 5 тыс. рублей, так от него люди стали уходить, - рассказал корреспонденту "РГ" индивидуальный предприниматель Валерий Томашевский. - Потому что уже приходилось работать себе в убыток. Этого никто не будет делать".
Переход на прозрачные рыночные цены даст и еще один несомненный плюс: городские власти, наконец-то, получат полную картину - кто и чем торгует. Сейчас, к сожалению, из-за неконтролируемой посреднической сети невозможно проследить, под какую именно форму торговли пересдаются ларьки. Именно поэтому под землей на площади трех вокзалов буйным цветом расцвели многочисленные ломбарды. "Конечно же, они там работают незаконно, - рассказал корреспонденту "РГ" глава столичного департамента торговли и услуг Алексей Немерюк. - Это достаточно специфический вид деятельности, который должен иметь специальную лицензию на торговлю и хранение ювелирных изделий. У ломбардов должно быть отдельное помещение, расположенное в капитальном строении, хранилище, сигнализация, кнопка вызова оперативных служб, собственная охрана". Естественно, у ломбардов, расположенных в переходах, ничего подобного нет. Как непонятно и происхождение вещей, которые там хранятся и продаются. Кстати, то же самое касается и многочисленных ларьков, торгующих б/у телефонами, плеерами и другой популярной техникой.