Президент киносмотра Сергей Соловьев срежиссировал церемонию открытия так, что смог еще раз доказать - он умеет прекрасно работать с новым поколением: навыки времен создания "АССЫ" сохранились и укрепились. Более того, присутствующие сошлись во мнении, что если Сергею Александровичу поручить ставить церемонию открытия и закрытия самого крупного отечественного Московского кинофестиваля, то это будет, как говорится, совсем другое кино.
Церемония открытия началась с того, что на темном фоне высветился портрет Алексея Германа, стало слышно неумолимое тиканье времени, зал встал, и Сергей Александрович произнес проникновенные слова: "Мы все знали, что это рано или поздно случится, но оказались совершенно не готовыми к этому. У него был только один Бог и одно начальство - искусство. Он держал ответ только перед ним. Оттого мы были такими счастливцами, когда смотрели его фильмы. Он был нашим товарищем, коллегой, другом, братом. Мы были зрителями его снов..."
Затем Сергей Соловьев объявил, что на сцену выходит... Цой. И появилась Анастасия Цой - студентка актерского факультета ВГИКа, которую выбрали вовсе не из-за знаменитой фамилии, а, как объяснил мэтр, благодаря сходству с девушкой, изображенной на плакате первого фестиваля.
Соведущий Анастасии - также студент ВГИКа, будущий режиссер Алексей Смирнов вышел в форме хоккейного вратаря - двукратного чемпиона мира Михаила Бирюкова, которую тот дал напрокат специально для торжественного вечера. Таким образом было обыграно направление и девиз фестиваля - в этом году "Дух огня" посвящен спортивной тематике.
Алексей Смирнов, благодаря чувству юмора, форме и невероятно удачному переводу на английский язык всего действа, вполне мог бы стать главным героем церемонии, если бы не... французский актер Венсан Перес, который был приглашен в этом году в Ханты-Мансийск в качестве почетного гостя киносмотра.
Наверное Фанни Ардан, которая была почетной гостьей в прошлом году, все же что-то шепнула своему земляку Венсану Пересу про Сибирь и прелести российской зимы. Плюс поступок Жерара Депардье добавил ему решимости. Венсан смело приехал в Россию, где уже на второй день выучил по-русски слово Ханты-Мансийск. На открытии красавцу французу ("Индокитай, "Аромат любви Фанфан", "Распутник", "Сирано де Бержерак" ), которого в России еще знают благодаря фильму "Код Апокалипсиса", где он сыграл с Анастасией Заворотнюк, вручили, как и Ардан в прошлом году, приз "За вклад в мировой кинематограф".
Но Венсан приехал в Сибирь не только как кинозвезда. Он еще привез выставку своих фотографий. В России экспозиция уже представлялась в одной из московских галерей, и наши соотечественники могли открыть для себя Переса еще и как мастера, фотографирующего звезд.
- Чем отличается Перес - актер от Переса - фотографа? И расскажите, пожалуйста, подробнее как сделаны фотографии солистов Большого театра? - спросила у Венсана Переса обозреватель "РГ".
- Я люблю этих двух парней разделять. Это два разных человека. Думаю, что во мне сидит артист, который хочет себя познавать, и, если бы я не слушал мальчишку внутри себя, который хочет быть фотографом, то, наверное, мог бы уже погибнуть. Суть фотография в том, чтобы не упустить момент. Он на самом деле уже из прошлого, но ты, как фотограф, переносишь его в будущее. Мгновение, благодаря тебе, остается навсегда. И еще, конечно, с моей стороны это попытка понять, кто мы такие и что вообще делаем. Для меня было потрясающей возможностью и опытом сделать выставку для московской галереи. Невозможно запечатлеть танцора во время его движения - поймать ту грацию, которую вы видите на сцене. И моя цель была ухватить хотя бы немного. Николай Цискаридзе, Екатерина Шипулина, Светлана Захарова - это было удивительно, что я смог с ними работать. У нас был бэкстейдж (съемка за сценой - прим. С.А.) балета "Лебединое озеро". В парижской опере я тоже делал фотографии за сценой. Мне очень повезло - я в этом смысле благословлен.
На третий день работы фестиваля Перес представляет фильм своего друга режиссера Дэни Деркура "Завтра на рассвете". По просьбе нашего корреспондента, он рассказал о нем подробнее.
- Мне нравятся работы Дэни Деркура, потому что он - знаток грамматики кинематографа. В кино Дэни пришел из мира музыки: он играет на скрипке, преподает и путешествует по всему миру в качестве музыканта. Но так как его семья была связана с кинематографом, он со временем тоже решил заниматься кино.
Деркур относится к кино как к музыкальному инструменту, и в нем сохранилась привычка работать так, как работают музыканты. И даже если у него нет бюджета, он все равно рискует и делает фильм.
Он прожил со своей семьей два года в Японии, потому что хотел узнать культуру этой страны. Затем переместился в Берлин, выучил немецкий, и теперь - как настоящий берлинец. При этом я считаю, что Деркур - один из лучших французский режиссеров. Так что получите удовольствие от фильма.
Удовольствие предстоит получить на фестивале и от специальных мероприятий, посвященных Геннадию Шпаликову и Исааку Шварцу, и от вечера семейных династий, где будут присутствовать семьи Соловьева, Чухрая, Хотиненко и других. Ну и, конечно же, от фильмов и их оценки - программа фестиваля этого года и новшества в работе жюри и критиков были описаны в предыдущей статье. На открытие "Духа огня" в этом году приехали Станислав Говорухин, Сергей Шумаков, Игорь Толстунов, Денис Евстигнеев, Павел Лунгин, Александр Журбин, Леонид Якубович, Этери Левиева, Сергей Цигаль, Дмитрий Певцов и Ольга Дроздова, Виктория Толстоганова, Ренат Давлетьяров и другие. Гости примут участие в мастер-классах, круглых столах и в других мероприятиях. Например, на второй день работы фестиваля они коллективно пытались приготовить солянку. Из всего процесса больше всего им удалось коллективное поедание этого национального согревающего супа.